Олег Генрихович, какие конкретные меры включают в себя предложения министерства по изменению статуса и ресурсного наполнения ОЭЗ?
Олег Савельев: Сразу хочу успокоить российские компании - им нечего бояться, мы от них не отказываемся. Безусловно, основные компетенции, которые мы хотели бы и которые иногда нам удается привлекать в рамках ОЭЗ, это, конечно же, иностранные компании. Эта работа ведется. Но при этом мы, естественно, не будем отказываться от наших инвесторов, которые рассматривают вариант: уходить им в Малайзию или создавать свое высокотехнологичное производство в Липецке. Это для нас тоже очень важный инвестор и не важно, русская у него фамилия или американская.
То есть речь не идет о том, что иностранные инвесторы получат какие-то преференции по сравнению с российскими?
Олег Савельев: Конечно, мы не будем к своему столь же квалифицированному инвестору относиться хуже, чем к зарубежному. Иностранные инвесторы не получат никаких преимуществ по сравнению с отечественными. Речь идет не об изменении статуса зон, а о переориентации нашей деятельности в основном на иностранных инвесторов. Но она и так уже произошла какое-то время назад. Если посмотреть на статистику резидентов, которых мы уже привлекли (на начало 2013 года в особые экономические зоны России пришли инвесторы из 22 стран. - Прим. ред.), скоро языком экспертного совета может стать английский. Правда, к чести иностранцев, многие из них уже заговорили по-русски. На мой взгляд, источник инвестиций - кто же все-таки инвестор, кому принадлежат акции конкретной компании - это вторичный фактор. В свое время, обсуждая не менее эффективный инструмент промышленной сборки, президент РФ очень четко обозначил нашу позицию: мы одинаково относимся к компаниям, которые ведут деятельность у нас в стране, независимо от того, кому принадлежат акции этих компаний.
Но основная работа ОЭЗ ведется по крупнейшим мировым брендам?
Олег Савельев: Да, это так. Наши инвестиции уже вышли на глобальный рынок инвестиций, и значение этого факта нельзя отрицать. С учетом бизнес-планов новых инвесторов, проекты которых одобрил экспертный совет при минэкономразвития в конце декабря, объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд рублей. А количество резидентов достигло 326 компаний. Особые экономические зоны являются нашим конкурентным преимуществом на рынке глобальных инвестиций в таких высокотехнологичных отраслях, как промышленность, R&D-сектор. При этом государство создает целый пакет дополнительных возможностей, которые повышают привлекательность этого инструмента. Сюда входят и таможенные, и налоговые льготы. Но одним из ключевых моментов является то, что при оценке инвестиционного климата зачастую оказывается важнейшим, - административные процедуры. Проблемы, возникающие у инвесторов при реализации их инвестиционных проектов, пока, к сожалению, все еще часто решаются в ручном режиме. Здесь крайне важна работа руководства региона, без активной позиции которого ни один из проектов ОЭЗ не может быть реализован успешно, а ключевую роль играет такой субъект, как управляющая компания (УК).
Как правило, ее работа не видна в отчетных материалах. Расскажите о роли УК подробнее.
Олег Савельев: Решение всех тех проблем, с которыми сталкиваются наши резиденты, находится в руках УК. Во многом от того, насколько комфортный бизнес-климат будет создан в ОЭЗ, и зависит то, с какими резидентами и как мы этот проект будем реализовывать. И сегодня одним из важнейших элементов, которым мы занимаемся и на федеральном, и на региональном уровне, является как раз развитие и продвижение УК. Мы развиваем широкую международную кооперацию. Сегодня законодательство предполагает возможность привлечения частных УК к управлению ОЭЗ. Мы ориентированы на лучший опыт компаний со всего мира и привлекаем к работе нашей УК (ОАО "ОЭЗ". - Прим. ред.) самые передовые, и экспертные, и менеджерские ресурсы. Вообще вся работа по созданию бизнес-климата, по снижению временных, административных, финансовых издержек, ложащихся на инвестора, сосредоточена в руках управляющей компании. Многое нам удается. Большая ответственность лежит на субъекте РФ. Руководство региона часто решает такие проблемы инвестора, о которых мы даже и помыслить не могли, создавая ОЭЗ. Это проблемы не только правоустанавливающие, но и проблемы правоприменения. И именно благодаря этим двум составляющим мы можем сегодня говорить о хороших инвестиционных результатах и приходе в российскую экономику серьезных игроков.
А уже можно говорить о хороших инвестиционных результатах?
Олег Савельев: Объем осуществленных резидентами инвестиций в 2012 году составил 24,3 млрд рублей. При этом инвестиции, которые были осуществлены за счет федерального бюджета, в четыре раза меньше - 6 млрд рублей. Это такая маленькая иллюстрация по поводу того, а как же все-таки устроен этот бизнес-механизм. Сперва идут затраты на создание ОЭЗ, затем затраты наиболее существенные и капитальные за счет средств бюджетов всех уровней - вложения в инфраструктуру, причем здесь еще не учитываются вложения во внешнюю инфраструктуру - возводящиеся площадки. И только после этого начинаются инвестиции со стороны резидентов, и лишь затем объекты вводятся в эксплуатацию и начинается выпуск продукции. Поэтому только сейчас те вложения в инфраструктуру, которые РФ сделала в предыдущие годы, дают тот эффект, о котором мы сегодня говорим. Нужно помнить только, когда мы говорим об эффективности работы этого инструмента, что это совершенно нормальная последовательность этапов запуска проекта и выпуска продукции. Поэтому в 2013 году тот объем инвестиций, который был осуществлен в 2012 году резидентами, даст существенный рост выпускаемой продукции. Только после этого надо смотреть на то, какие показатели демонстрирует такой инструмент, как ОЭЗ.
Что ждет ОЭЗ в ближайшем будущем?
Олег Савельев: Важная вещь - работа на перспективу. Когда я только начал заниматься ОЭЗ, был страшный испуг: а придет ли кто-то, как бы за руку кого-то привести? А сейчас уже есть спокойная уверенность, что инвесторы придут. Более того, в самое ближайшее время мы столкнемся с двумя серьезными вещами. Во-первых, с заполнением территорий. Поэтому критерии, по которым мы принимаем резидентов, будут ужесточаться. Во-вторых, мы начнем сталкиваться с проблемами квалифицированной рабочей силы, которые не смогут быть решены в рамках этих площадок и агломераций, где находятся ОЭЗ. Их придется во многом решать за счет миграции, в том числе и топ-менеджеров тех компаний, которые приходят к нам в зону. Мы совершенно четко понимаем необходимость обеспечения этих ОЭЗ социально-бытовой и жилой инфраструктурой для нужд резидентов. Сегодня уже внесены заранее изменения в законодательство, позволяющие строительство на прилегающих территориях жилья и социальной инфраструктуры. Например, по Татарстану уже проработаны эскизные проекты коттеджного поселка для топ-менеджеров и жилья экономкласса для рабочих. Мы четко понимаем необходимость в образовательных программах. Если мы говорим про технико-внедренческие инновационные ОЭЗ, базой для них все-таки являются современные образовательные программы, которых нам так не хватает. Мы сейчас всерьез прорабатываем вопрос совместных программ с ведущими мировыми университетами в рамках ОЭЗ. И вот именно эта работа на опережение для нас сейчас крайне важна. Мы начинаем включать в УК зарубежных специалистов, в частности, сейчас будет формироваться новый совет директоров, расширяется взаимодействие с коллегами из других стран. И вообще мы ставим задачу еще более амбициозную: мы хотим стать ведущей в мире УК, которая вполне может управлять проектами за рубежом через какое-то время. И планы эти более чем реальны.