В этом году Россия - председатель АТПФ. Что это нам дает, помимо высокого статуса?
Валентина Матвиенко: Высокий статус - само по себе немало. Это показатель авторитета России как члена Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, позитивная оценка роли нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Но, конечно, не менее важно, что статус председателя форума дает нам возможность играть ведущую роль в формировании повестки 21-й сессии, подготовке выносимых на нее документов. Естественно, речь не идет о том, что страна-председатель - что-то вроде начальника форума, сессии. Статья 29 Регламента АТПФ четко устанавливает: "Все решения в АТПФ должны приниматься консенсусом на ежегодной сессии". Мы так и строили весь этот год нашу работу, активно сотрудничая с парламентами других стран АТПФ в определении тематики сессии, согласовании выносимых на обсуждение документов.
Россия как председатель форума видит главную цель 21-й сессии в принятии резолюций, которые обеспечат правовую поддержку решениям, принятым на саммите АТЭС во Владивостоке в сентябре прошлого года, будут способствовать углублению политического, экономического и гуманитарного сотрудничества стран АТЭС, Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Не менее важные задачи сессии - содействие углублению региональной интеграции, обеспечению стабильности и безопасности в АТР, в мире в целом.
К настоящему времени выдвинуто 33 проекта резолюций, семь из них внесены Российской Федерацией. Документы разделены по трем основным блокам: "Вопросы политики и безопасности", "Вопросы экономики и торговли в АТР", "Региональное сотрудничество в АТР". Обычно по результатам работы принимается итоговый документ, который подводит общий знаменатель под всеми
резолюциями, отражает общее в мнениях и позициях участников форума. Тем самым сессия дает возможность сблизить позиции парламентариев из стран АТР в понимании того, в каких направлениях следует вести законодательный процесс, чтобы создать правовую среду, политическую атмосферу, благоприятствующую развитию регионального сотрудничества.
Вместе с тем, конечно же, наша делегация стремится к тому, чтобы результаты сессии АТПФ способствовали более глубокому и органичному включению России в систему экономических связей в этом самом динамично развивающемся районе мира, в идущие здесь интеграционные процессы. Мы в полной мере должны использовать открываемые ими возможности в наших национальных интересах.
В чем конкретно заключаются эти интересы?
Валентина Матвиенко: Мы приступили к модернизации России. В числе ключевых задач - формирование в стране инновационной экономики, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, совершенствование системы образования и науки, государственного и корпоративного управления. По каждому из этих направлений мы заинтересованы во взаимодействии с государствами АТР, многие из которых располагают опытом успешного решения задач модернизации.
Мы заинтересованы также в участии этих стран в осуществлении стратегии развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Как не раз отмечал глава Российского государства В.В. Путин, Россия сможет успешно двигаться вперед только при условии качественного и динамичного развития этих территорий. Речь идет о реализации программ, проектов в сотни миллиардов рублей. Естественно, мы рассчитываем на привлечение к их осуществлению зарубежных инвесторов. В первую очередь из стран АТР: и потому, что они наши соседи по Дальнему Востоку, и потому, что почти половина мировых инвестиционных ресурсов сосредоточена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Но потекут ли эти инвестиции в нашу страну? Ведь почти 80% экспорта регионов Дальнего Востока и Забайкалья - это энергоносители, металлы, древесина, другие виды сырья. Похоже, что страны АТР такое положение устраивает.
Валентина Матвиенко: Наша стратегическая цель - современное, сбалансированное развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Только тогда здесь прекратится отток населения, ощутимо улучшатся условия жизни людей, эти территории станут локомотивами экономического развития всей России. Кроме того, Дальний Восток, Забайкалье располагают немалым технологическим, производственным, образовательным, научно-исследовательским, культурным потенциалом. Задача в том, чтобы модернизировать его, обеспечить динамичное развитие, эффективное использование. А это совсем не то, что начинать с нуля.
Зарубежные участники владивостокского саммита имели возможность убедиться в реалистичности наших планов. И это дает результаты. Со стороны властей, компаний ряда стран АТР уже проявлен интерес к участию в формировании на Дальнем Востоке и в Забайкалье авиастроительного и судостроительного кластеров, аэрокосмического комплекса, развитии энергетики, транспортной инфраструктуры, в других крупных проектах.
Необходимо, чтобы этот импульс не угас. Поэтому мы заложили в проекты документов сессии положения, предусматривающие более активное вовлечение регионов Сибири и российского Дальнего Востока в процессы торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия со странами АТР, совершенствование механизмов привлечения частных инвестиций для развития региональной инфраструктуры, активизацию государственно-частного партнерства. Намечена презентация программ многостороннего международного сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке, осуществляемых здесь образовательных и научно-исследовательских проектов.
Хочу отметить, что впервые в практике АТПФ на сессию приглашены руководители авторитетных международных организаций, в том числе ООН. В рамках программы сессии будут проведены "круглый стол" "АТР - Европа: новые горизонты сотрудничества", встреча молодых парламентариев государств АТР.
Как видите, сессии АТПФ - отнюдь не парадное мероприятие, не парламентский туризм, а самая настоящая работа: правовая, дипломатическая, политическая, информационная. Мы вправе ждать, что сессия во Владивостоке будет продуктивной.
В какую сумму обойдется налогоплательщикам проведение четырехдневного международного форума во Владивостоке? И каковы в целом затраты по итогам года нашего председательства?
Валентина Матвиенко: Сессия пройдет на базе инфраструктуры, созданной во Владивостоке к саммиту АТЭС, поэтому специально для ее проведения ничего создавать не требуется. Финансирование расходов на проведение 21-й сессии АТПФ заложено в бюджет заранее, в основном на организационные и иные, предусмотренные международной практикой цели.
Ожидаете ли вы демарша со стороны США в связи с парламентским конфликтом из-за "акта Магнитского" и "антисиротского закона"? Проводились ли переговоры с американскими сенаторами по линии Комитета Совета Федерации по международным делам?
Валентина Матвиенко: Не мы были инициаторами "обмена ударами". Принятые нами меры - ответ на недружественный шаг со стороны США, который Россия как уважающая себя страна просто не могла оставить без адекватного ответа.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что Российская Федерация никогда не была инициатором и проводником конфронтационной политики. Мы видим целый ряд областей, где политическое и практическое сотрудничество России и США может успешно развиваться, готовы работать в этом направлении. При условии, что определенные политические круги в Соединенных Штатах откажутся от попыток давления на Россию. Что же касается отношений Комитета Совета Федерации по международным делам с профильным комитетом американского сената, с 2003 года они осуществляются на юридически закрепленной основе, в постоянном режиме действуют рабочие группы, поддерживаются регулярные контакты. В этом плане ничего не изменилось.
После того как Совет Федерации избрал вас председателем верхней палаты парламента, вы обозначили главную задачу на ближайшую перспективу - повышение авторитета Совета Федерации. Как вы считаете, насколько успешно удалось решить эту задачу? Существуют ли социологические и статистические исследования по этому вопросу?
Валентина Матвиенко: Точнее было бы говорить о том, что мы поставили целью повышение роли Совета Федерации в государственно-политической системе страны. Авторитет придет сам, если успешно решим эту ключевую задачу. Выделю самое важное из того, что нам удалось сделать в ее решении.
Принят Закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Он был внесен в Государственную Думу главой Российского государства В.В. Путиным. Закон вводит выборность членов Совета Федерации в формирование верхней палаты в тех пределах, которые допускает Конституция России.
Не раз говорила, повторю еще раз, что выступаю за переход к прямым выборам сенаторов населением регионов, поскольку именно такие выборы органично вписываются в логику процесса демократизации, идущего в стране. Для этого необходимо внесение изменений в Конституцию. Уверена, мы к этому придем. Главное - действовать продуманно, без спешки.
Очень важно, что закон вводит те же основания для досрочного прекращения полномочий сенаторов, которые действуют в отношении депутатов Государственной Думы. Тем самым ставится крест на практике досрочного прекращения полномочий сенаторов по инициативе делегировавшего его органа. Состав Совета Федерации станет гораздо более стабильным, его члены будут работать, руководствуясь своими знаниями, опытом, не опасаясь досрочной отставки. В Совет Федерации уже приходят люди инициативные, хорошо знающие свои регионы, заряженные на активную работу.
Заметно возросла наша роль как палаты регионов. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации стало более тесным, а главное - продуктивным. Прежде всего в законодательной деятельности мы обеспечиваем учет мнений регионов в проектах федеральных законов, следим за тем, чтобы неукоснительно соблюдались все процедуры в этой сфере. Укреплению нашего взаимодействия с субъектами РФ будет способствовать реализация положения Послания президента РФ о предоставлении членам Совета Федерации права законодательной инициативы в региональных парламентах.
Совет Федерации активно участвует в законодательной деятельности, связанной с перераспределением полномочий между уровнями власти. Наша позиция здесь четкая: любая передача полномочий на более низкий уровень власти должна сопровождаться передачей финансовых ресурсов или налогового источника для покрытия расходов, связанных с выполнением передаваемых полномочий. Президент В.В. Путин поддержал такой подход, выступив с конкретными предложениями, направленными на укрепление финансовой базы регионов, муниципалитетов.
Впервые на заслушивании Послания президента России Федеральному Собранию присутствовали председатели региональных законодательных собраний. Убедительное свидетельство того, что законодательная власть в нашей стране не декорация, она действительно занимает то высокое положение, которое закреплено за ней в Конституции.
Не могу не отметить, что стало более скоординированным и продуктивным наше взаимодействие с Государственной Думой. Совет Федерации включается в работу над законами уже на "нулевой" стадии, с момента внесения законопроекта в нижнюю палату. Теперь никто не может обвинить нас в штамповке законов.
Согласитесь, за полтора года сделано немало. И это приносит плоды. О росте государственной роли Совета Федерации, его политического веса и авторитета четко сказал президент России В.В. Путин, выступая перед сенаторами во время своего посещения Совета Федерации летом этого года.
Еще одной приоритетной задачей стало повышение открытости Совета Федерации. Что именно подразумевается под открытостью и чем она ограничена? Насколько сенаторы и комитеты справляются с этой задачей? Можно ли говорить о том, что журналисты имеют свободный доступ на все заседания комитетов и комиссий, если там не рассматриваются вопросы, составляющие государственную тайну?
Валентина Матвиенко: Открытость органов власти - это максимально полное информирование ими общества, граждан о своей деятельности. Когда люди не знают, что и как власть делает, чем руководствуется, возникает отчуждение между властью и обществом, демократия становится декларацией, лишенной содержания, контроль граждан над чиновниками - фикцией. Реальная демократизация невозможна без открытости. В ходе широкого общественного обсуждения, проведенного нашей палатой весной минувшего года, мы смогли убедиться, насколько важна открытость для граждан: 85% опрошенных высказались за более широкое освещение деятельности нашей палаты.
Вот почему Совет Федерации твердо держит курс на то, чтобы сделать нашу работу открытой, прозрачной для граждан. Никаких ограничений здесь, на мой взгляд, быть не должно, кроме одного, того, что связано с охраной государственной тайны.
В числе практических шагов по обеспечению открытости, которые мы предприняли, - обновление официального сайта палаты. Он пока работает в тестовом режиме, но скоро вступит в строй в полной мере. Сайт стал гораздо более информативным. Пользователи могут найти на нем практически любую информацию, начиная с текущей работы палаты и заканчивая деятельностью конкретного сенатора. Смогут ознакомиться с блогами председателя Совета Федерации, других членов верхней палаты. Будет идти трансляция в режиме online заседаний не только Совета Федерации, что уже делается, но и комитетов палаты, парламентских слушаний, других мероприятий. Мы работаем над созданием парламентского телевидения, его вступление в строй не за горами.
С прошлого года выпускаем аналитические доклады об итогах своей деятельности, в которых подробно рассказываем о работе Совета Федерации, его комитетов, сенаторов. Члены Совета Федерации стали гораздо чаще выступать в средствах массовой информации, перед жителями своих регионов.
Насколько удалось решить проблему посещаемости? Сколько среди сенаторов осталось "злостных прогульщиков", какие меры и когда к ним будут приняты? Если Совет Федерации намерен максимально открыть свою работу, то, может быть, имело бы смысл выкладывать посещаемость Совета Федерации в открытом доступе?
Валентина Матвиенко: Да, нам пришлось заниматься этой проблемой. Мы внесли коррективы в соответствующие нормы Регламента палаты, предприняли некоторые другие шаги. В результате посещаемость сенаторами заседаний палаты, комитетов, других мероприятий ощутимо улучшилась. Например, в осеннюю сессию ни разу не было проблем с кворумом на пленарных заседаниях. Работаем над проектом Этического кодекса сенатора, в котором также будет уделено внимание парламентской дисциплине.
Поэтому, думаю, решим этот вопрос, не прибегая к штрафным санкциям, другим "драконовским мерам", хотя в практике парламентов зарубежных стран они имеются. Что касается публикации на сайте Совета Федерации сведений о посещаемости, то мысль интересная. Подумаем.
С 1 января заработал новый порядок формирования Совета Федерации. Когда и по каким признакам мы сможем ощутить разницу с прежним порядком?
Валентина Матвиенко: С этого года выборы новых органов власти всех уровней будут проходить в нашей стране раз в год, во второе воскресенье сентября. По их итогам и пройдет первое обновление состава верхней палаты, проведенное в соответствии с действующим законом о формировании Совета Федерации.
Вместе с тем ничто не мешает нам улучшать свою работу уже сейчас. Что мы и делаем. Судите о Совете Федерации по результатам нашей работы: по нашей роли в государственно-политической системе страны, по тому, какие мы принимаем законы, что делаем для того, чтобы они выполнялись, насколько полно и точно выражаем интересы регионов, отстаиваем их на федеральном уровне. Это главные показатели качества нашей работы.