Для Британии, пережившей 7 июля 2005 года серию терактов в лондонской подземке, идея защиты своих поездов исключительно важна. Взрывы на трех станциях метро и в автобусе унесли тогда жизни 52 человек и ранили 700 пассажиров. Конечно, полностью нейтрализовать взрыв заложенной в вагоне бомбы - это скорее фантастика, однако уменьшить разрушительные последствия детонировавшей взрывчатки и сохранить жизни пассажирам, как выяснили в Ньюкасле, вполне реально.
Разработанный английскими инженерами метод состоит в том, чтобы установить на окна вагонов пластиковые покрытия, использовать в конструкции вагонов энергопоглощающие материалы, а также закреплять тяжелые предметы и потолочные панели. При этом разработки экспертов из университетской Школы механики и системного инжениринга идут в двух направлениях: уменьшения эффекта самого взрыва и максимального предотвращения летящих осколков и обломков, которые убивают и калечат находящихся в эпицентре взрыва людей. Руководитель исследования Конор О' Нил утверждает, что ключевым фактором спасения людей является именно предотвращение летящих в них обломков. По его мнению, уменьшению смертельных ранений от летящей шрапнели будет способствовать именно закрепление и связывание между собой потолочных панелей. Если вагоны поездов будут защищены от рассыпания на куски от взрыва, то значительно свободнее от завалов будут и проходы, по которым идет эвакуация пассажиров.
"Оконные покрытия, которые мы разработали, также потрясающе эффективны, - утверждает ученый. - Без них окна взрываются, разбрасывая осколки наружу, и представляют опасность для стоящих на платформе пассажиров". Исследуют в Ньюкасле и вариант разделения вагонов специальными материалами, которые поглощают энергию и, тем самым, снижают силу взрывной волны.
Контрольные взрывы инженеры -исследователи проводили на списанных вагонах метропоездов. Результаты этих испытаний - самые обнадеживающие. Кроме того, не выглядят астрономическими и затраты на взрывоустойчивые поезда. Эксперты из университетской Школы механики и системного инжениринга готовы будут проинструктировать железнодорожников и работников метрополитена на предмет значительного повышения безопасности пассажиров. Остается предположить, что недалек тот час, когда по самой старой в мире, викторианских времен, лондонской подземке побегут единственные в мире безопасные бронепоезда.