Те, кто более-менее знаком в деталях с эпизодами этого конфликта заверяют: "То, что происходит или когда-то происходило между Югом и Севером в плане нанесения ударов друг по другу, даст фору любому Голливуду". Другой вопрос, что пока большинство подробностей этой "войны низкой интенсивности" пока скрыты грифами "совершенно секретно".
Тем не менее про некоторые драматичные эпизоды все же известно. Один из них произошел 45 лет назад - 21 января 1968 года. Он позволяет осознать, насколько лихо иногда бывает закручен сюжет межкорейского противостояния.
В начале января 1968 года один из лучших взводов спецназа КНДР, входящий в состав в/ч 124 Вооруженных Сил Северной Кореи, был вызван в полном составе в штаб. Бойцы получили задание от высшего руководства страны: проникнуть в Южную Корею, задача-минимум - взорвать администрацию президента Южной Кореи и ликвидировать президента Юга Пак Чжон Хи, а также всех, кто будет в здании. Задача-максимум - дополнительно взорвать посольство США в Сеуле, штаб сухопутных войск Вооруженных Сил Южной Кореи, центральную тюрьму Сеула и спецтюрьму для обвиненных в шпионаже, оказать помощь осужденным шпионам в возвращении в КНДР и самим вернуться в расположение части.
Спецназовцы, которые получили это задание, понимали: из таких миссий живыми не возвращаются, а если кто-то и вернется, то лишь по счастливой случайности. Но спецназ как раз и готовят для миссий, которые кажутся невыполнимыми и смертельно опасными, а потому возражений не возникло, да не могло возникнуть. Тем более что КНДР в то время открыла на Корейском полуострове "Второй вьетнамский фронт". Южная Корея активно воевала вместе с США во Вьетнаме, а потому КНДР вот уже несколько лет намеренно устраивала практически ежедневно вооруженные стычки с Югом, дабы отвлечь войска Сеула на это направление и хоть как-то помочь социалистическому Вьетнаму.
Под покровом ночи 18 января 1968 года началась операция, которая сейчас во всех южнокорейских учебниках истории именуется как "инцидент 21 января". Несмотря на достаточно большую численность, спецназу удалось незаметно проникнуть через одну из самых хорошо охраняемых и защищенных границ мира - демилитаризованную зону, разделяющую Юг и Север Кореи. Затем спецназовцы продолжили движение через горы в сторону Сеула. Они смогли проскользнуть через все посты и заграждения.
Лишь однажды в районе горы Самбонсан в уезде Пхачжу северокорейские солдаты натолкнулись на южнокорейских лесорубов. Те сразу поняли, что имеют дело отнюдь не с туристами. А спецназовцы столкнулись с проблемой - что делать со свидетелями? Оставлять их было нельзя...
Северокорейская пропаганда тогда заверяла, что народ Юга ненавидит свое правительство и готов с распростертыми объятиями принять северокорейские идеи Чучхе, попутно скинув "ярмо ненавистных капиталистов". Похоже, что бойцы спецназа сами в это искренне верили или просто пожалели дровосеков. Так или иначе, с этими случайными встречными они поступили гуманно: рассказали про райскую жизнь в КНДР и свои идеи. Лесорубы, как показалось коммандос, были впечатлены и действительно были готовы тут же принять идеологию чучхеизма и коммунизма, и их отпустили.
Спецназовцы продолжили свое движение в сторону Сеула, а вот отпущенные ими южнокорейцы сразу же пошли в ближайший полицейский участок. Через некоторое время ряд частей был поднят по тревоге, и "гостей с Севера" уже ждали. Однако, насколько можно судить, власти Юга не ожидали, что спецназ КНДР может иметь такую самоубийственную задачу - ликвидировать президента Пак Чжон Хи.
Даже знавшие о диверсантах южане не смогли поймать неуловимый взвод. 21 января спецназ КНДР уже был в Сеуле. Коммандос удалось добраться до входа на территорию комплекса "Голубого дома" - так до сих пор называют администрацию президента Южной Кореи. Фактически от более серьезных проблем Юг спас бдительный полицейский у входа в "Голубой дом" - ему не понравились два микроавтобуса, которые настойчиво пытались проехать на закрытую территорию. Полицейского убили.
Убив сотрудника правоохранительных органов, спецназ с боями стал прорываться внутрь. Мгновенно поднятые по тревоге части охраны, полиция и экстренно стянутые к "Голубому дому" армейские подразделения Юга попытались уничтожить северокорейских диверсантов, а те отчаянно рвались внутрь президентского дворца. Они не знали, что сразу же после объявления тревоги президент Пак Чжон Хи был вывезен в безопасное место.
Из бойцов в/ч 124 КНДР не сдался никто: 28 человек погибли фактически на ступенях "Голубого дома" в перестрелке с охраной президента, двое сумели куда-то "исчезнуть", и только один - командир группы капитан Ким Син Чжо - был взят в плен. Его смогли пленить только потому, что не сработала граната, которой он пытался подорвать себя, когда был окружен южнокорейскими солдатами.
Плененный Ким в итоге решил сотрудничать с властями Южной Кореи. Он-то и рассказал о том, зачем их направили и кто был главной целью. Он также помог поименно опознать своих бывших боевых товарищей. К чести южан они сдержали данное Киму обещание: в обмен на сотрудничество ему сохранили жизнь. В итоге он стал "обычным южнокорейцем", написал книгу о миссии, начал заниматься бизнесом, а в конце концов стал священником. Ким до сих пор жив и живет в Южной Корее.
В уезде Пхачжу недалеко от границы с КНДР, но еще на территории Южной Кореи, есть одно необычное для этой страны кладбище. Оно, как правило, не обозначено на картах, но многие о нем все же знают. Здесь власти Южной Кореи похоронили солдат китайской армии, которые в годы Корейской войны воевали на стороне Севера, а также всех тех северокорейских бойцов, кто погиб, выполняя на Юге диверсионные задания. Здесь же похоронены и бойцы спецназа в/ч 124 ВС КНДР.
Оставшийся в живых их бывший командир Ким Син Чжо уже не любит вспоминать про свою прошлую жизнь и крайне неохотно разговаривает с журналистами. Но известно, что на это кладбище, где покоятся его сослуживцы, Ким все-таки приходил. Говорят, что он долго сидел у могил и плакал. Сейчас он бывает там очень редко. По иронии судьбы ставший священником Ким работает в тех местах, через которые когда-то шел в январе 1968 года с намерением убить президента Южной Кореи.
Эта акция не прошла бесследно. После всех событий охрана "Голубого дома" была резко усилена, кроме того, был создан специальный корпус резервистов и увеличены расходы на оборону, а Сеул и Вашингтон подписали соглашение, направленное на совместное противодействие КНДР. Но, как говорят, президент Юга экс-военный Пак Чжон Хи был в ярости от дерзости руководства КНДР. В итоге в Южной Корее в апреле 1968 года было создано спецподразделение "команда 684". Им поставили одну задачу - нанести ответный удар и убить лидера КНДР Ким Ир Сена. История "команды 684" также сложилась очень драматично, превзойдя сюжеты многих боевиков, но про нее мы расскажем уже в апреле, когда исполнится 45 лет со дня создания этого подразделения спецназа Южной Кореи.
Из 31 бойца взвода в/ч 124 помимо плененного Ким Син Чжо еще двое (по другим данным, один) остались в живых. Как уверены сейчас в разведке Южной Кореи, раненые диверсанты сумели вернуться в КНДР, повторно пройдя незамеченными через все кордоны и границу. Как говорят, на родине их встретили как героев и представили к самым высоким наградам.