Через одну-две недели он приступит к патрулированию морского участка протяженностью около сотни морских миль от Литвы до Польши. Корреспонденты "СОЮЗа" выяснили, как живется пограничникам самого западного российского региона, зажатого между двумя государствами Евросоюза, и какая роль отводится "Минску" в охране границ.
- Перед нашим кораблем стоит несколько служебных задач, - рассказывает командир "Минска" Тимур Маслов. - Это охрана государственной границы, контроль соблюдения пограничного режима и законодательства РФ в сфере добычи водных биологических ресурсов, обеспечение безопасности морского судоходства.
Мы сидим в каюте капитана и рассматриваем судовой фотоархив. Вот экипаж корабля в шведском порту Кальмар, вот члены экипажа в польском Гданьске, а вот "Минск" заходит в немецкий порт Росток.
- По пути в Росток, где корабль должен был принять участие в международных учениях, мы попали в сильный шторм, - вспоминает Тимур Маслов. - Немецкие коллеги очень удивились, как ловко и уверенно россияне смогли осуществить переход в таких непростых условиях. Но несвоевременный приход в точку рандеву - это грубое нарушение морской культуры, и мы не могли позволить себе опоздать.
Стены капитанской каюты украшены полотнами с белорусской символикой. Флаг пограничных войск Республики Беларусь, флаг береговой охраны Союзного государства и другие символичные подарки экипажу пограничного корабля вручили шефы судна - представители администрации Заводского района Минска.
- Раньше наш корабль носил название "Ягуар", - продолжает Тимур Маслов. - В "Минск" он был переименован в 2000 году указом президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. За сменой имени последовало развитие шефских отношений с Заводским районом Минска. Ежегодно члены экипажа, 2-3 человека, посещают с официальным визитом столицу Белоруссии, принимают участие в парадах, совещаниях, товарищеских встречах. Да и просто знакомятся с городом, в честь которого назван корабль, на котором они служат.
Белорусские шефы в свою очередь регулярно наведываются на судно, поздравляют членов экипажа с Днем защитника Отечества, Днем Военно-морского флота РФ и другими праздниками. Гостями "Минска" в разное время были сотрудники посольства РБ в Калининграде и представители калининградской белорусской диаспоры. - Отношения экипажа корабля с представителями Республики Беларусь носят скорее дружеский, чем деловой характер, - отмечает командир "Минска". - У нас, к сожалению, не может быть совместных мероприятий с пограничниками государства, не имеющего морских границ.
Однако мы гордимся сложившимися российско-белорусскими связями. Они позволяют экипажу и руководству корабля посмотреть на свою роль в вопросах охраны границ не только в рамках России. И понять, что в масштабах Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь имеют общие границы и общие задачи по их охране.
Российский корабль с белорусским названием был построен в 1989 году в Ярославле. Четыре года судно патрулировало воды одной из прибалтийских республик, а в 1993 году его перевели в калининградский порт Балтийск. С тех пор корабль прошел больше ста тысяч морских миль и задержал несколько сотен российских и иностранных судов, нарушивших пограничный режим нашей страны.
Сейчас штат "Минска" насчитывает около 50 человек. Самому младшему члену экипажа 23 года, самому старшему - 41 год. Все - мужчины, практически все имеют семьи - денежное довольствие, льготная ипотека, ведомственные квартиры и детсады позволяют "минчанам" в молодом возрасте жениться и обзаводиться детьми.
По завершении ремонта пограничный корабль отправится в Балтийск, а жизнь членов экипажа разделится на две привычные фазы - в порту и в море. "Минск", как правило, выходит в море на две недели, после чего еще на две недели возвращается на базу.
В порту распорядок дня большинства членов экипажа максимально приближен к гражданскому. В 8.00 - прибытие на корабль, в 8.20 - построение. Затем - 8-9-часовой рабочий день - обслуживание техники, учеба личного состава и другие мероприятия, связанные с подготовкой корабля к выходу в море.
Служба в море куда более напряженная: вахты (4 часа через 8 или 4 через 12), работы по содержанию корабля, учения и постоянная готовность к встрече с нарушителями.
- В промежутках между вахтами и другими работами время зачастую остается только на сон, - рассказывает Александр Ладик, техник штурманской боевой части "Минска".
На "Минске" Александр Ладик отвечает за радиолокационную обстановку - наблюдает с помощью сложного радиотехнического оборудования за судами, которые появляются в радиусе действия корабля, обнаруживает неопознанные цели, выявляет потенциальных нарушителей пограничного режима и режима границы.
- Я сам захотел проходить службу на корабле, и мне она очень нравится, - продолжает техник "Минска". - В море нет однообразия, каждый новый выход отличается от предыдущего. Кроме того, на корабле появляется тяга к учебе - хочется совершенствоваться, получать новые знания.
Попрощавшись с "минчанами", корреспонденты "СОЮЗа" отправились на пограничный пост в поселке Рыбачий, который располагается на калининградском участке Куршской косы. И убедились, что у пограничников служба опасна и трудна не только в море, но и на суше.
Куршская коса - это самая длинная в мире песчаная пересыпь протяженностью 98 километров. Узкий полуостров вытянут с юго-запада на северо-восток, от города Зеленоградска Калининградской области до литовского порта Клайпеда. С одной стороны косу омывает Балтийское море, с другой - Куршский залив. А посередине полуострова проходит государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики.
В зону ответственности сотрудников поста в поселке Рыбачий входит 10-километровый участок акватории залива, 12-мильный участок моря и сухопутный участок границы, протяженность которого от моря до залива составляет около полутора километров.
В среднем на посту находятся в рамках одной смены 15 человек. Часть сотрудников ходит в наряды, часть - специально подготовленные операторы - наблюдают за показаниями радиолокационных станций и инфракрасных камер, которые передают на пост информацию с акватории и сухопутного участка границы.
Патрулировать границу и в буквальном смысле вынюхивать нарушителей сотрудникам поста на косе помогают четвероногие пограничники - овчарки Веста, Рэм, Бальга и Рекс. Каждая собака закреплена за инструктором-кинологом. В пограничном наряде или в составе смены один из инструкторов должен присутствовать в обязательном порядке.
- Работа собаки очень важна при поиске нарушителей, особенно летом, когда следов не видно и можно надеяться только на ее нюх, - рассказывает Алексей Трофимов, инструктор полуторагодовалой Бальги. - В наряде мы с собакой проходим вдоль контрольно-следовой полосы, ищем посторонние следы. Бальга у меня с 4 месяцев, я получил ее щенком и сам тренировал - как по общему, так и по специальному курсу подготовки. Пока ей не довелось никого задержать, но все впереди.
Российская пограничная зона на Куршской косе начинается примерно в двух километрах от границы. Она обозначена забором и контрольно-следовой полосой, которая фиксирует следы нарушителей. На территории Литвы пограничной зоны нет. Поэтому часто туристы, отдыхающие на литовской половине косы, понимают, что оказались в России, только увидев пограничный столб или столкнувшись с пограничным нарядом.
- В основном наши "клиенты" - это случайные нарушители пограничного режима, - отмечает начальник пограничного поста в поселке Рыбачий, майор Александр Бердников. - Иногда российские любители подледного лова, которые рыбачат зимой на заливе, подбираются слишком близко к границе. Были случаи, когда молодые люди, катаясь в море на серфинге с парусом, из-за сильного ветра едва не "улетали" из России в Литву. А в прошлом году дважды мы задерживали мечтательных граждан Литвы. Они гуляли по дюнам и не заметили, как пересекли границу.
По словам Александра Бердникова, после задержания невнимательных литовских туристов состоялся ряд встреч российских и литовских пограничников, на которых было принято решение об установке на Куршской косе экспериментальных пограничных столбов. Раньше границу на полуострове определяли три пограничных знака - российский и литовский столбы, расположенные строго друг напротив друга, и небольшой столбик посередине, по которому и проходил пограничный рубеж. Теперь вместо комплексов из трех знаков появились трехметровые столбы, установленные непосредственно на линии границы.
- Работы по демаркации завершились осенью, - продолжает Александр Бердников. - С тех пор невнимательные туристы к нам больше не заглядывали, ведь не увидеть столбы высотой в три метра крайне сложно.