Станислав, правда ли, что память нам с каждым витком развития технологий нужна нам все меньше?
Станислав Козловский: Да, раньше мы должны были больше запоминать, за информацией шли в библиотеку, искали книжку. Сейчас все в Интернете, под рукой и надо помнить, где найти информацию, как ее обработать, когда воспользоваться. Нейроны мозга нашли, чем заняться, они используются для мышления, но объем памяти, да, уменьшается.
Наверное, и сам мозг уже как-то меняется?
Станислав Козловский: Нет, это процесс не такой быстрый. Моторные навыки, память движений становится нужна меньше, а вот образная память с развитием Интернета активно развивается, человек наблюдает то, чего никогда бы в жизни раньше не увидел. Но в будущем более древние структуры мозга, которые есть еще у животных будут действительно сокращаться, а вот кора сильно увеличится в размерах. Извилин на мозге будет больше.
И как это на нас отзовется?
Станислав Козловский: Мы научимся быстрее "переключаться". До эпохи компьютеров человек не был таким "мультизадачным", как сейчас. Но притом что мы оперативнее распределяем свое внимание - сокращается объем ресурсов, затрачиваемых на каждую задачу. Глубокие мысли посещают нас все реже, мышление становится более прикладным.
Более логическим и менее эмоциональным...
Станислав Козловский: Да, если тот же ребенок больше общается со сверстниками через сеть, а не вживую, то его эмоциональная память, окрашивающая воспоминания в те или иные цвета, пострадает и человек, действительно, вырастет эмоционально недоразвитым.
Но зато у него будет все в порядке с логикой.
Станислав Козловский: Возможно. И у детей еще хорошо развита память на изображения: ребенок в 5 лет картинку со множеством персонажей запоминает во всех подробностях. К старости же нервные клетки вырабатывают свой ресурс, пластичность нервных тканей ухудшается и, если не тренировать мозг, запоминать становится сложно.
А что это значит - тренировать мозг?
Станислав Козловский: Если говорить о памяти, то ее улучшает умение структурировать информацию, разбивать ее на смысловые блоки, связывать их. У людей схорошо развитым мышлением развита и память: наши знания, воспоминания как-то связаны друг с другом. Когда мы в эту сеть добавляем что-то новое, то чем больше оно будет связано с предыдущим, тем лучше информация удержится в памяти.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан...
Станислав Козловский: Вот вы превратили последовательность цветов спектра в рассказ и запомнили его практически намертво. То есть подключили больше ресурсов к выполнению задачи! А если говорить в целом, то развитию памяти способствует, например, физическая нагрузка, дыхательные упражнения. Были эксперименты, показавшие, что после них в мозгу начинают образуются новые нейроны.
Но объем черепной коробки все равно ограничен.
Станислав Козловский: Я тоже так считаю, но вот американец Ким Пик, прототип героя фильма "Человек дождя", запоминал телефонные книги, помнил, кто выиграл за последние 50 лет в бейсбол и с каким счетом, помнил все дни недели всех годов... Правда, при этом в 50 лет отец одевал ему носки и застегивал рубашку. В нашем мозгу около 100 миллиардов нейронов, и каждый имеет астрономическое число контактов с другими нейронами. Одни ученые считают, что стволовые клетки могут выработать ограниченное количество нейронов, другие - что число циклов бесконечно.
Есть еще проблема - тяжелые воспоминания.
Станислав Козловский: Которые мы стараемся забыть, выстеснить из головы. Да и наша память устроена так, что если мы вспоминаем многократно какое-то событие, то всякий раз его реконструируем с новыми, придуманными деталями, таким оно и запоминается.
Сильно отличаясь от того, что было на деле!
Станислав Козловский: Да, чем дальше - тем больше. Воспоминание становится фантазией, человек не может отличить одно от другого и видит негатив там, где его не было. Меняется поведение, появляются психосоматические болезни. Задача психотерапевта - заставить человека вспоминать травмирующие события не на эмоциональном уровне, а на рациональном, реальном, а потом изменить отношение к этим событиям, чтобы они перестали быть травмирующими. Человек будет запоминать новое, негатив будет вытесняться.
А вот бы вообще не запоминать плохого.
Станислав Козловский: Нет уж, либо все - либо ничего. Однажды, еще в 50-х, одному пациенту удалили гиппокамп (часть головного мозга, отвечающая за эмоции и память. - Ред.), это практически излечило его от эпилепсии, но он перестал что-то новое запоминать! Он стал, по сути, идеальным испытуемым, на котором исследовались виды памяти, ее нарушения, изучались структуры мозга. Год за годом к нему приходил один и тот же психолог, они каждый раз знакомились, будто виделись впервые. "Не хотите ли пройти тест? - Давайте, очень интересно. Никогда их не проходил", - притом что он проходил их несколько десятков лет каждый день...
Тренировать свою память - очень просто. Вот несколько способов: