23.01.2013 23:33
    Поделиться

    За лучшей долей из Киргизии уехали многие оперные и балетные артисты

    Солисты национального академического театра оперы и балета Киргизии имени Абдыпаса Малдыбаева востребованы за границей и практически забыты на родине. Как это ни прискорбно, но сегодня из-за финансовых трудностей артисты не в состоянии себе позволить такую "роскошь", как новые декорации и костюмы, не говоря уже о техническом оснащении. Единственное, на что они могут рассчитывать, - заработная плата, которой, по их признанию, едва хватает на еду. Солистам театра приходится искать себе любую подработку, чтобы свести концы с концами.

    Было время, когда театр оперы и балета Киргизии являлся одним из лучших в СССР. Выступать на его сцене почитали за честь выдающиеся оперные певцы и солисты балета могучей державы. Редкие гастроли проходили без аншлагов. Сейчас же ведущий театр страны сами слуги Мельпомены сравнивают с клубом. Такое заявление, по крайней мере, сделал главный дирижер, народный артист КР Жумакадыр Каниметов. По его мнению, классическое оперное искусство в стране переживает кризис. Это особенно заметно в театре, который финансируется государством.

    - Артисты, которые получают от пяти тысяч сомов в месяц, и театр, не имеющий собственного финансирования, не могут развиваться. Это сказывается и на культурном уровне зрителей. Во всем мире оперы, в основном, исполняют на языке оригинала. У нас такие произведения, как "Трубадур" или "Травиата", тоже шли на итальянском. Но, увы, многие современные зрители не готовы воспринимать такие постановки. Особенно молодежь, - посетовал дирижер.

    В беседе с корреспондентом "РГ" генеральный директор театра, заслуженный деятель культуры Тимур Саламатов с грустью вспоминает:

    - С завистью и интересом смотрел телерепортажи о ремонте Большого театра. Мы об этом даже не мечтаем. Пейзажи и интерьеры рисуем на ткани и вручную на веревках поднимаем и опускаем, если это необходимо.

    Артисты театра уже и не помнят, когда гастролировали в последний раз. О зарубежных турне здесь даже не заикаются. В регионы республики труппа в последний раз выезжала еще в советские времена. Не повлияла положительно и смена руководства театра. Возможно, потому, что была частой. За 20 лет, по подсчетам старожилов театра, в кресле директора успело побывать около десяти человек.

    К этому надо прибавить и бытовые проблемы. Например, в театре неоднократно пытались отключить электричество, поскольку учреждение не смогло своевременно оплатить блага цивилизации. В любую минуту грозит выйти из строя дышащая на ладан противопожарная система.

    Сейчас театру помогает оставаться на плаву лишь энтузиазм и самоотверженность труппы. В год празднования юбилея Курманжан Датки (киргизская историческая деятельница) был поставлен одноименный балет. Прима-балерина Марина Ласточкина возродила знаменитую "Кармен-сюиту", а в преддверии нового года зритель смог насладиться балетом "Щелкунчик". У артистов много планов и проектов, но для их реализации не хватает самой малости - внимания государства.

    Как ремонтировали подмостки

    Побывавшая на гастролях в Киргизии известная балерина Анастасия Волочкова пришла в ужас, увидев сцену театра.

    - Там отсутствовал специальный линолеум, на котором должны танцевать балерины, - поделилась она. - Я удивилась, как же местные балерины танцуют на таком покрытии. Ведь невозможно пробежаться по этой сцене и не занозить пуанты, а то и получить тяжелую травму.

    Вняв просьбе балетной дивы, на сцене впервые постелили линолеум. Но это было почти 10 лет назад, и с тех пор мало что изменилось. Капитальный ремонт здесь был еще в советское время, в канун 60-летия образования СССР. Сейчас здание театра, гордо носящее звание архитектурного памятника, приходит в запустение. О нем вспоминают, когда нужно проводить политические мероприятия: в преддверии выборов здесь проходят съезды партий, ежегодно устраивают президентские елки, а один известный политический деятель даже праздновал свою свадьбу в малахитовом зале. Меценаты, в свою очередь, предпочитают помогать эстрадному, а не классическому искусству.

    Поделиться