Активные меры правительства усилят конкуренцию среди регионов за инвестиции

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше, гласит известная поговорка. Инвесторы тоже люди, причем очень внимательные и вдумчивые. Для них расплывчатое понятие "лучше" раскладывается на десяток-другой вполне конкретных показателей. И по этим показателям мы, мягко говоря, не в передовиках. Так, в прошлом году с высоких трибун было объявлено о том, что Россия в ведущем рейтинге Doing business-2012 ("Ведение бизнеса-2012") по итогам 2011 года сумела подняться со 118-го на 112-е место (рейтинг охватывает 185 стран), оказавшись по соседству с республиками Палау и Сальвадор. "Пока невесть что, но, все-таки, тренд положительный, надо его закреплять", - сказал по этому поводу президент Владимир Путин.

В мае прошлого он подписал Указ "О долгосрочной государственной экономической политике". Согласно документу к 2015 г. Россия в этом рейтинге должна взлететь на 50-е места, а в 2018 г. - занимать уже 20-ю строчку списка. "Мы ставим задачу войти в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом", - заявлял в прошлом году Владимир Путин. Российские чиновники основательно взялись за дело. Сейчас Агентство стратегических инициатив работает над совершенствованием нормативной базы в различных сферах деятельности, одновременно внедряются различные инструменты привлечения и удержания инвесторов.

В то же время уже сегодня в стране есть регионы, которые в случае отдельных замеров могли бы занимать в подобных рейтингах места как минимум с двузначными цифрами. Как отмечалось на декабрьском заседании Госсовета, разница в условиях ведения бизнеса между ними и другими территориями выглядит настолько впечатляюще, что может служить оценкой работы региональных властей. Стоимость и время прохождения аналогичных административных процедур из региона к региону у нас отличается в разы. Например, регистрация собственности занимает в Калуге 19 дней, а в Якутске - 60; подключение к системе электроснабжения занимает в Саратове 123 дня, а в Екатеринбурге - 360 дней; получение разрешения на строительство занимает в Сургуте 150 дней, а в Твери - 448. В выступлениях участников заседания Госсовета подчас звучало удивление. По их мнению, на деле это означает, что в одних субъектах Федерации ничего не делают для развития бизнеса, а еще хуже - разрушают деловую среду, а в других - создают условия для предпринимательской инициативы.

Участники Госсовета, напомним, досконально разбирали опыт Калужской области. Это почти уникальный регион, который, не имея никаких природных ресурсов, за короткое время смог стать лидером по привлечению инвестиций как российских, так и зарубежных компаний. Там собираются автомобили "Фольксваген", техника "Самсунг", размещены производственные предприятия еще ряда крупнейших промышленных концернов. Всего здесь реализуется 650 инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, а общий объем ожидаемых инвестиций по итогам прошлого года составит около 100 млрд рублей.

Как отмечал в докладе на Госсовете губернатор области Анатолий Артамонов, в работе с инвестором наряду с другими параметрами важны взаимопонимание и четкая согласованность действий всех уровней власти: "Еще в конце 90-х годов мы ввели у себя процедуру публичной защиты инвестиционных проектов, - сообщил губернатор. - Специальная комиссия, состоящая из работников и руководителей муниципальных, региональных и федеральных органов власти, различных согласующих служб, а также поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг, заслушивала предложенные инвестиционные проекты, и желающие могли задать интересующие их вопросы. И когда обсуждение заканчивалось, все расписывались в протоколе, и больше уже после этого, когда расписался генерал, ни один сержант, ни один лейтенант, образно говоря, не имел права задавать никаких вопросов. Сегодня все гораздо проще, все уровни нашей власти в области работают как единая команда, и у меня нет абсолютно никакого напряжения в этих вопросах", - отметил Анатолий Артамонов.

Представители бизнеса говорят о том же. "Для ведения бизнеса инвестору крайне важны следующие вещи: наличие и доступность инфраструктуры, необходимой конкретному бизнесу, простота административных процедур, наличие гарантий репатриации капитала и прибыли, независимая работа судебной системы и кадры", - сказал сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.

Многие регионы начинают идти по пути передовых субъектов и стремятся наряду с ликвидацией административных барьеров привлекать инвестиции с помощью мягкой налоговой политики в меру своих полномочий. За последний год о готовности предоставить преференции заявляли власти нескольких регионов.

В частности, омский губернатор Виктор Назаров в сентябре 2012 г. говорил, что администрация поддержит промпредприятия технопарками и налоговыми каникулами. Ждут льготы и инвесторов в Иркутской области: налоговые послабления, в частности, будут предоставлены резидентам индустриального парка "Байкальский", ориентированного на производство товаров для туристов. Льготы по налогам на прибыль и землю, а также освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет пообещал президент Башкирии Рустэм Хамитов китайской Triangle, которая заявила о желании открыть в республике завод с ежегодным объемом производства 4-5 млн покрышек. В декабре право на применение в 2013 г. пониженной ставки по налогу на прибыль получили два предприятия группы ТНК-BP - ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Бугурусланнефть"

Однако нередко бывает так, что приняв какое-то решение власти потом стараются либо навесить на него дополнительные условия, выжав максимум возможного, либо вообще отменить, исходя либо из политических, либо каких-то субъективных соображений.

Можно вспомнить, с каким трудом открывала торговый центр в Химкинском районе Московской области IKEA. В середине прошлого года разгорелся скандал между администрацией Амурской области и государственной "Транснефтью". Стороны не могли согласовать документы на землеотвод под строительство участка нефтепровода ВСТО-2, имеющего, кстати, важное государственное значение.

Власти признавали, что не против перевести землю из одной категории в другую, но увязывали данный процесс с соглашением об экономической поддержке региона, которую компания должна была предоставить в виде живых денег.

По данным местных СМИ, в Красноярском крае в конце прошлого года ряд депутатов регионального заксобрания потребовали отменить уже принятое решение по налоговой льготе местным энергетикам для реализации крупных инвестпроектов. Обоснование простое - компания, по их мнению, уклоняется от того, чтобы взять на себя дополнительные обязательства по социальнойи финансовой нагрузке. Это при том, что ее инвестиции в регион значительно перекрывают суму экономии за ближайшие три года.

Подобных примеров много. И они показывают сохраняющуюся пока еще косность мышления в структурах исполнительной и законодательной власти на региональном уровне. Многие депутаты местных парламентов или руководители регионов с девяностых годов и до сих пор считают, что бизнес должен постоянно оправдываться в своем существовании и "заглаживать свою вину". Поэтому, если одна рука ему что-то дает, то другая должна обязательно забрать.

Впрочем, активная политика на федеральном уровне должна, как считают эксперты, усилить конкуренцию среди регионов за инвестиционные средства, что, в свою очередь, подтянет отстающих, улучшит уровень взаимодействия бизнеса и региональных властей. "Установка на улучшение инвестиционного климата в регионах, данная федеральным центром, начала сказываться на деятельности региональных администраций", - отмечает рейтинговое агентство "Эксперт РА", ежегодно составляющее инвестиционный рейтинг российских регионов.

Уже сейчас происходит постепенная смена лидеров в рейтинге. Так, в сентябре 2012 года Республика Татарстан сменила Калужскую область в лидерах рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, составленного на основе опроса немецких компаний, работающих в РФ.

В первую тройку по инвестиционной привлекательности также вошли Свердловская и Ульяновская области. Далее следуют Новосибирская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Калининградская область, Москва, Краснодарский край, Ленинградская область.

"Задача улучшения качества деловой среды вполне выполнима, а для достижения результата требуется комплексный и последовательный подход", - говорил недавно Владимир Путин.

Главное, чтобы это понимание было на всех уровнях регионального политического Олимпа.