Эксперты: В ближайшие годы экономика России будет расти на три процента в год

Второй день Всемирного экономического форума для премьер-министра Дмитрия Медведева начался с обсуждения актуальной для всего мира проблемы, не обошедшей и Россию.

Утром ВТБ Капитал организовал "круглый стол" с иностранными инвесторами, где предложил обсудить вызовы и возможности экономики в условиях замедления роста мировой экономики. Инвесторы и эксперты во время завтрака, не дожидаясь главу российского правительства, сошлись во мнении, что в ближайшие три - пять лет рост мировой и российской экономики будет составлять 3 процента в год. Правда, рассказал премьеру его заместитель Аркадий Дворкович, одни говорили, что это слабый показатель, другие считают его хорошим.

- Я тоже вместе с вами верю в 3 процента, но надеюсь на большее, - признался глава российского правительства, появившись в зале. - Очевидно, что 3 процента - это некая усредненная величина, на которую вправе рассчитывать в этом году и Российская Федерация, и мировой рост. Но надо стараться сделать этот рост все-таки более значимым.

Советы не заставили себя ждать. Хозяин встречи, глава ВТБ Андрей Костин, пользуясь присутствием премьера, попробовал подкорректировать политику Центрального банка страны. "Если все-таки Центральный банк немножко смягчит свою политику, я думаю, это было бы в интересах, мне кажется, экономического роста и достижения им трех и выше процентов", - поделился Костин своим взглядом на вещи. В ответ первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев дал понять, что использование мер фискального и монетарного стимулирования возможно, но при условии четкого понимания того, что потенциал роста экономики выше фактического. "А это создается институтами и структурами", - указал он.

Оптимизация экономической политики и диверсификация структуры экономики становятся в современных условиях важными задачами России. "Мы находимся в ситуации, когда действительно есть серьезные риски снижения цен на сырье по разным причинам, - подчеркнул Дворкович, обращаясь к премьеру. - И в этой ситуации следование бюджетному правилу, оптимизация расходов и реформы, о которых говорилось вчера в вашем выступлении, становятся критически важными".

Дмитрий Медведев к панике не склонен. Он считает, что у России еще есть время, чтобы подготовиться к очередной энергетической революции, когда нефть и газ перестанут определять лицо планеты. "Нам действительно нужно думать о том, что мы должны предъявить миру в случае, когда изменится парадигма энергетического развития", - заявил глава правительства.

- России нужно к этому готовиться без истерик, спокойно получая доходы от продажи углеводородов, но тем не менее делать закладки в будущее, - уверен Медведев. - Очевидно, мы должны создавать современную высокотехнологичную экономику и думать над тем, каким образом Россия будет кормить мир. Глава правительства имел в виду возможности России вновь стать мировым поставщиком продовольствия. Еще одним резервом нашей страны была названа производительность труда, которая отличает Россию в худшую сторону. Бывший министр финансов Алексей Кудрин, сидевший за одним столом с премьер-министром, проблемы видит в сокращении трудоспособного населения России. "Когда мы говорим, что у нас низкая безработица, нужно понимать, что это заслуга не только быстрого развития экономики, но и в том числе проблема сокращения численности работоспособного населения", - заметил Кудрин. Этот процесс, добавил он, происходит в считаных странах, и мы входим в их число. Чтобы переломить ситуацию, правительство должно создать условия, чтобы хозяйствующие субъекты имели стимулы для повышения производительности. Сделать это возможно только с помощью конкуренции.

- Если говорить о производительности труда, то это как раз то, чем нам нужно заниматься в первую очередь, - согласился Дмитрий Медведев. - Потому что у нас производительность труда очень существенно отстает от мировых стандартов.

Впрочем, ключевых и первоочередных задач, как всегда, немало. Снижение инфляции тоже относится к их числу. "Мы, с одной стороны, довольны той инфляцией, которую имеем, но, с другой стороны, 6,6 процента - это самая высокая цифра в сравнении с другими развивающимися рынками, в сравнении с развитыми экономиками. И задача подавления инфляции остается", - подчеркнул премьер-министр.

Рост экономики и расширение занятости Россия считает не только своей внутренней потребностью, но готова придать этим задачам глобальный характер. Вместе с реформированием МВФ эти вопросы станут главными в период председательствования нашей страны в G20. "Основной приоритет, безусловно, заключается в том, чтобы объединить наши усилия для выработки решений, которые способны подстегнуть глобальный рост и расширить занятость", - заявил глава российского правительства, выступая позже на панельной дискуссии "Группа двадцати".

- Мне кажется, нам пора прекратить эти бесконечные и бесплодные споры, которые на протяжении последних лет велись и на "двадцатке", и в различных других форматах, о том, что является высшим приоритетом - рост или фискальная консолидация. Этот путь никуда не ведет, - уверен Медведев.

Важным вопросом для мировой экономики остается расширение списка резервных валют. "Как показал опыт последних лет, кризис ликвидности в резервных валютах существенным образом влияет на финансовую активность и волатильность рынков, поэтому надо задуматься над созданием механизмов, которые выполняют роль кредиторов последней инстанции на таких рынках", - заметил российский премьер.

В число других приоритетов российского председательства в G20 входит борьба с протекционизмом, устойчивое развитие глобальных энергетических рынков, содействие международной торговле и борьба с коррупцией.

Форум в Давосе, куда съезжается большое количество делегаций из разных стран, традиционно становится площадкой для международных встреч. Некоторые бывают совершенно неожиданными. Так, вечером в среду на приеме в честь гостей форума Дмитрий Медведев коротко побеседовал с премьер-министром Грузии Бидзиной Иванишвили. Как известно, дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси до сих пор не восстановлены. Как рассказали свидетели этой встречи, глава грузинского правительства сам подошел к Медведеву, и они о чем-то беседовали в течение нескольких минут.