24.01.2013 23:05
    Поделиться

    В ГЦСИ обсудили, каким быть музею современного искусства

    "Начни сначала, все начни с нуля!" Словами этого оптимистического шлягера былых времен впору было предварять обсуждение концепции федерального музея современного искусства, которое состоялось в Государственном центре современного искусства. После всех дискуссий, страстных обсуждений и полемики в прессе, история, о строительстве которого еще в августе 2012-го объявлялось как о деле решенном, снова возвращается на стадию даже не нулевого цикла, а предварительных обсуждений.

    Тем не менее дискуссия, к участию в которой были приглашены отечественные и международные кураторы, директора музеев, художники, искусствоведы, на мой взгляд, производила скорее оптимистическое впечатление.

    Нет, не потому, что эксперты пришли к консенсусу. Как выяснилось, даже вопрос о том, где будет строиться музей, у народа вызывает вопросы. Предполагалось, что вместо территории бывшего Бауманского рынка он разместится на Ходынском поле, где, кстати, и территория больше - 1, 7 гектара. Теперь многих воодушевляет идея просить место в самом центре столицы - на месте бывшей гостиницы "Россия".

    Даже радужные перспективы двухступенчатого открытого конкурса на архитектурный проект здания вызвали скепсис профи. Ирина Коробьина, директор МУАРа, поделилась опытом проведения международного конкурса на лучший проект для Пермской художественной галереи. Он закончился победой двух молодых архитекторов, после чего заказчик затормозил, а потом и вовсе сменилось руководство области. Теперь - тишина. Сергей Чобан предложил прежде всего сосредоточиться на механизме развития музейного пространства. Иначе говоря, предложил строить не одно громадное здание, а своего рода музейный кампус. Тогда можно было бы решать задачу строительства поэтапно.

    Но главная дискуссия разгорелась вокруг концепции музея, вопрос о которой заострил куратор Андрей Ерофеев. При том, что музей без концепции трудно себе представить, у него нашлись оппоненты. И весьма солидные. Александр Боровский (Русский музей) заметил, что достичь консенсуса, какой быть концепции музея, нереально. Перепишем концепцию и будет нам счастье? И добавил, что в ситуации, когда 70 проц. наших галеристов перешли на западное искусство, неплохо бы иметь не только амбиции, но и амуницию. Словом, главное - потихоньку делать музей. Как говорится, война план покажет. Между прочим, Петер Нойвер, до недавнего времени директор знаменитого венского музея (МАК), фактически разделил его позицию. Он подчеркнул, что главное не умозрительные концепции, а поддержка молодых художников и, главное, поиск моделей взаимоотношений художника и музея. Но отталкиваться, по его мысли, нужно от той роли, которое современное искусство играет в современном обществе. Это та "печка", от которой нужно плясать.

    Спрашивается, что же тут оптимистичного? Как что? Люди спорят, но о деле, о том, как его лучше сделать. В этом смысле они единомышленники. И еще. Если художественное сообщество все же сможет объединиться для создания российского музея современного искусства, есть надежда, что и музей появится. Лучше раньше, чем позже.

    Поделиться