Смирнов окончил Московский финансовый институт и Дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ. С 1999 по 2005 год работал заместителем министра РФ по налогам и сборам. В 2005 году - зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
С конца ноября 2012 года Росфиннадзор остался без руководителя. Назначенный за месяц до этого новый глава Константин Седов скончался на 43-м году жизни. Обязанности главы Росфиннадзора исполнял его заместитель Эли Исаев.
Александру Смирнову предстоит помимо прочего развивать и более тесное сотрудничество со Счетной палатой, о намерении наладить которое объявило ведомство Сергея Степашина. Речь идет об эффективном расходовании бюджетных средств и финансовой дисциплине. Уже заявлено о проведении нескольких параллельных проверок в первом полугодии. В том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по итогам зимнего отопительного периода.
Кроме того, Счетная палата, лишенная по законодательству права налагать административные штрафы на должностных лиц-нарушителей бюджетной дисциплины, подписала в конце года соглашение с Росфиннадзором о том, чтобы направлять свои представления в это ведомство. Таким образом, оба государственных контролера будут работать в четыре руки, координируя, но не дублируя свои сферы ответственности и создавая полноценную систему современного финансового контроля. Они даже договорились согласовать единые стандарты госконтроля и выпустить Единый классификатор финансовых нарушений, допускаемых участниками бюджетного процесса, чего до сих пор тоже не было.
В целом, анализ эффективности и правомерности расходования бюджетных средств показывает, в какой бы отрасли ни тратились бюджетные средства - 6 процентов занимает неправомерное их расходование, еще 10 процентов - неэффективное.
Справка " РГ"
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по внутреннему контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля.
Ведомство проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом.