Основными задачами центра будет инвестирование в создание и коммерциализацию инноваций или заимствование технологий, поиск реализуемых в странах ЕврАзЭС инновационных проектов, обладающих высокой экономической привлекательностью, развитие системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Предполагается, что центр будет вкладывать деньги в инновационные предприятия через оплату их долей или акций. Специалисты центра помогут инноваторам в поиске и привлечении других инвесторов, а также обеспечат условия для развития новых конкурентоспособных производств и внедрения инноваций в уже существующие высокотехнологичные производства.
- Сама по себе идея создания подобного центра, безусловно, правильная, это шаг в нужном направлении, - считает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Объединив усилия, РФ, Беларуси и Казахстану будет легче приблизиться в своем инновационном развитии к мировым лидерам или даже обогнать их. Однако не стоит ждать быстрых результатов, все подобные шаги рассчитаны на перспективу. Создание центра - это лишь один из кирпичиков в общем деле построения инновационной экосистемы в регионе ЕврАзЭС.
По мнению эксперта, центру необходимо сосредоточить свое внимание либо на прорывных отраслях, в которых какой-либо из стран уже достигнуты определенные успехи, либо искать новые перспективные ниши.
Три страны обладают большим научно-техническим потенциалом, который позволяет им совместно выпускать конкурентоспособную продукцию и решать текущие сложности с развитием инновационной экономики. Как отметил директор BDO в России Николай Симаков, Беларуси удалось сохранить промышленный и научный потенциал, а Россия помимо такого же потенциала обладает еще и существенными финансовыми ресурсами. При этом главным инновационным ресурсом эксперт считает именно научные кадры. По мнению Симакова, инновационные проекты страны могли бы развивать в области разработки и использования суперкомпьютерных систем и программно-аппаратных средств, лекарственных средств, возобновляемых источников энергии, снижения негативных последствий от добычи полезных ископаемых и т.д.
Игорь Дюков, руководитель дипломного проектирования Стокгольмской школы экономики в России:
- Инновационный потенциал определяется размерами рынка и научными кадрами, и в этом плане Россия и Казахстан, конечно, имеют большие перспективы. Что касается отраслей, то это добывающие отрасли, такие трудоемкие отрасли, как авиационная и космическая, атомная энергетика. Такая синергия трех больших стран, несомненно, будет способствовать глобальному инновационному развитию.
Большой недостаток - долгий путь инновационной разработки от науки до бизнеса. Наука не умеет коммерциализировать свои разработки, а бизнес, в свою очередь, не использует потенциал науки. Бизнес в своем стремлении модернизировать товар чаще всего действует без привлечения научно-исследовательских институтов, а НИИ не умеют выводить на рынок свои инновационные разработки. Это проблема всех развивающихся стран, в том числе России, Белоруссии и Казахстана, тогда как в Европе и Северной Америке эти проблемы частично решены. Недостаточное финансирование - еще одна крупная проблема. На науку выделяются очень маленькие бюджеты, поэтому мы пока отстаем. Во всех трех странах слабо развиты инновационная культура и инфраструктура, культура инновационных разработок и их коммерциализации.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":
- На наш взгляд, это, несомненно, весьма актуальный и перспективный, практически инфраструктурный по своей сути проект, который теоретически может в среднесрочной перспективе сформировать мощную базу развития конкурентного технологичного производства на территории союзных государств. Спрос на инновации формируется сегодня на очень высоком уровне практически во всех отраслях - от информационно-телекоммуникационной индустрии, промышленного и обрабатывающего производства до сельского хозяйства. Полагаю, разработки и проекты, реализованные таким совместным фондом, могут найти применение в самых разных секторах экономики.
Важно подчеркнуть, что роль подобных квазигосударственных институтов сейчас очень высока - их поддержка востребована, в том числе, наукоемким малым и средним бизнесом. В первую очередь, из-за того, что они могут удовлетворить спрос предпринимателей на инфраструктуру и, конечно - на инвестиции.
Кроме того, нельзя недооценивать стратегическое значение развития собственного сектора R&D. Акцент на расширении инновационных технологий должен обеспечить независимость внутреннего рынка TMT членов ЕврАзЭС от западных поставщиков решений.