Дмитрий Шаронов: Эта программа определяет прорывные направления, на которых необходимо сконцентрироваться, учитывая общие тенденции в развитии экономики и дефицит ресурсов. Безусловно, важнейшая для республики отрасль - нефтехимия. Здесь предстоит крупная модернизация, предприятиями намечен ряд крупных инвестиционных мероприятий, которые в ближайшие семь лет можно оценить в общей сложности в пять-восемь миллиардов долларов.
Одновременно ищем новых игроков, которые могли бы зайти на наш рынок и заниматься уже более глубокой переработкой продукции нефтехимии. Такие производства могут быть и небольшими, но если их наберется тысяча, то можно говорить о многократном увеличении существующего сегодня потенциала. Заинтересованы в нашем рынке и крупные корпорации, но у них есть пока некоторые опасения, к тому же сформированы масштабные инвестиционные планы, которые за год-другой изменить непросто.
Актуально для региона и станкостроение. Мы обладаем уникальными компетенциями, которые нарабатывались десятилетиями. Поэтому нас, например, серьезно беспокоит ситуация на таком уникальном предприятии, как Стерлитамакский станкостроительный завод. Он оказался в предбанкротном состоянии. Но удалось найти инвестора, который гарантировал, что выведет завод из кризисной ситуации. Более того, перенесет сюда другое станкостроительное производство из-за пределов республики. Соответствующее соглашение уже подписано, и это, конечно, вызывает определенный оптимизм.
В экономическом развитии республики есть еще немало точек приложения, о которых можно долго рассказывать, - гидроэнергетика, биотехнологии... А если говорить в целом, то главное для меня - физическое наличие положительной динамики. То есть рост экономики, объема производимой продукции, увеличение количества рабочих мест. И, конечно, мы рады любому инвестору, пусть он даже придет в ту отрасль, о которой мы раньше и не слышали.
Вместе с тем нельзя забывать, что план на то и существует, чтобы в него вносились коррективы. Их может подсказать сама жизнь.
Насколько серьезное место в стратегии развития региона займут высокие технологии?
Дмитрий Шаронов: Мы сейчас создаем кластеры IT и радиоэлектронного оборудования. Кстати, в данной сфере идет ежегодное увеличение производства на 15-20 процентов. Почему именно в республике можно решить эту задачу? Потому что и здесь имеются необходимые компетенции. Правда, придется изменить подход к подготовке кадров. Базовое образование, которое сегодня получают специалисты, уже не полностью отвечает требованиям рынка. Мы готовим предложения для Вузов Башкортостана о модернизации некоторых технических учебных программ. Чтобы человеку не приходилось после окончания вуза еще 2-3 года доучиваться.
Рядом стоит и другая проблема - многие грамотные специалисты, получив образование в Башкортостане, уезжают затем в Москву или за границу. И здесь вопрос не только в зарплате, в социальных условиях, но и в имидже, в перспективах роста. Сейчас мы активно привлекаем в республику крупные IT-компании. Молодым амбициозным специалистам теперь открывается необходимый простор для работы и внутри региона.
Если говорить о потенциально перспективных направлениях, то на одном из экономических "круглых столов" в Уфе эксперты обсуждали вопрос об организации на территории республики производства различных комплектующих для автомобилестроения.
Дмитрий Шаронов: И здесь есть хорошие перспективы, о которых мы можем даже не догадываться, как, например, это было в Калужской области - там вряд ли кто-то десять лет назад предполагал, насколько плодотворным окажется сотрудничество с "Фольксваген".
Недавно прошли переговоры в Германии с одной из фирм, производящей пластмассовые детали для автомобилей и подыскивающей площадку в России. Другая иностранная фирма с похожей специализацией предполагает открыть в России большое производство на несколько тысяч рабочих мест. Мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы их выбор был сделан в пользу нашей республики.
Из проектов, которые уже состоялись и могут развиваться дальше, упомяну о совместном предприятии (СП) на базе нефтекамской фабрики "Искож". Оно занимается выпуском материала для сидений французских автомобилей, производящихся у нас в стране. И, представьте себе, сейчас СП прилагает усилия, чтобы эти материалы использовались для сидений всех автомобилей, производимых в России.
Одновременно с решением экономических задач появляются, увы, достаточно "злые" проблемы из других сфер жизни. Вы, например, рассказали о развитии нефтехимической отрасли, и сразу же на ум приходит судьба гор Шиханы, на которых во многом завязано дальнейшее развитие содового производства в Стерлитамаке....
Дмитрий Шаронов: Да, серьезная проблема, и сегодня изучаются различные альтернативные варианты. Невероятно сложно порой соблюсти баланс между социальными, экологическими и экономическими сторонами жизни. Не учел одного - и все пошло вкривь и вкось. Конечно, нам категорически не хочется нарушать существующее природное равновесие. Но вместе с тем, если через пять-восемь лет в Стерлитамаке начнутся волнения, связанные с закрытием завода, что тогда мы сможем сказать людям?.. Мы обязаны сделать правильный выбор. Чтобы у нас и люди работали, получая достойную зарплату, и отрасль развивалась, и в то же время не было ущерба экологии. Я не хотел бы пока углубляться в данную проблему, процесс идет, пытаемся найти необходимый компромисс.
Наверное, работа с инвесторами не обходится и без неудач. Какие-то полезные выводы из такого рода "поражений" можно сделать?
Дмитрий Шаронов: Бывает по-разному. Не могу сказать, что тот или иной проект просто не получился. Где-то имели место недоработки, чему-то просто не пришло время. Не сегодня, так через год-два он все равно "выстрелит". Жаль только, если это произойдет в другом регионе. Значит, сказались наше невнимание, зашоренность. Это, конечно, самое неприятное в данном вопросе.
Мы стараемся видеть и слышать инвесторов, понимать их проблемы, анализируем, почему к нам не пошли, почему не удалось договориться. Республику еще очень мало знают на зарубежных рынках. Надо ездить, рассказывать о себе,чтобы нас узнавали. Вплоть до простого билборда в стамбульском аэропорту: "Добро пожаловать в Башкортостан!". Это понятные, ясные инструменты, которыми мы еще до конца не умеем пользоваться. Правда, при этом не нужно уходить в процесс ради процесса, когда все двигаются, бегают, а в результате - ничего.
Дмитрий Владимирович, каковы ваши первые впечатления о работе в составе правительства?
Дмитрий Шаронов: Бытует обывательское мнение, что в правительстве мало что происходит. На самом деле все, конечно, не так. Это огромный механизм с большим количеством "шестеренок", который из-за одного сбоя иногда начинает пробуксовывать. Мои первые впечатления работы в должности вице-премьера: большое количество людей ждут от нас конкретных решений и результатов.