Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 19; 2008, № 52, ст. 6243; 2010, № 31, ст. 4210; 2011, № 1, ст. 52, № 27, ст. 3880) следующие изменения:
1. Часть 2 статьи 8 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.".
2. Статью 10 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:
"7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) ,
2) микрофинансовой организацией в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях",
3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ "О кредитной кооперации",
4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой.
8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, при условии предоставления лицом, получившим сертификат, его супругом (супругой), документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, его супругом (супругой) в кредитной организации.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие положений пункта 7 части 2 статьи 8 и частей 7 и 8 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
В.В. Путин
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) предполагается установить в Федеральном законе от 29 декабря № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки имеющих детей" перечень видов организаций, при заключении с которыми договоров займа на приобретение (строительство) жилого помещения погашение основного долга и уплата процентов по указанным договорам может производиться за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по указанным договорам займа.
Законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, предотвращение ситуаций, когда граждан фактически лишают средств материнского (семейного) капитала при его использовании на погашении займов, а также усиление защищенности бюджетных ассигнований, направленных на выплату материнского (семейного) капитала.
Законопроектом предусматривается, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала будут направляться на погашение обязательств по договору займа, заключенному с организациями, подпадающими под регулирование специального законодательства (кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, включенными в государственный реестр микрофинансовых организаций, кредитными потребительскими кооперативами, при условии их обязательного членства в саморегулируемой организации).
Одновременно законопроектом устанавливается возможность направления средств материнского (семейного) капитала на погашение целевых займов предоставленных иными организациями, осуществляющими предоставление займа на основании договора, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих двоих и более детей, в виде материнского (семейного) капитала, который может быть направлен на улучшение жилищных условий, образование детей, пенсионное обеспечение матери.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2012 года с заявлениями об использовании средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий обратилось более 1456,23 тыс. семей. Из них 439,49 тыс. семей обратились с заявлениями об использовании средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных (заемных) средств, а 1016,74 тыс. семей на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на улучшение жилищных условий (далее - кредиты, займы соответственно).
Средства материнского (семейного) капитала на погашение кредитов и займов территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2009-2012 годы перечислены по 929,3 тыс. заявлениям граждан на сумму 311, 10 млрд. рублей.
Из общей численности граждан, использовавших средства материнского (семейного) капитала на погашение кредитов и займов за период 2011-2012 годы 43,3 % (267,5 тыс. ) семей использовали данные средства на погашение займов. На погашение кредитов использовали 56,7% (350,2 тыс.) семей.
Из общего количества перечисленных средств материнского (семейного) капитала на погашение кредитов и займов за период 2011-2012 годы, в счет погашения займов перечислено 30,8% (95,99 млрд. рублей). На погашение кредитов - 69,2 % (215,11 млрд. рублей).
При этом из общей численности семей, направивших средства материнского (семейного) капитала на погашение займов в микрофинансовые организации направили средства 12,4% (33,4 тыс.) семей, в потребительские кооперативы - 28,9% (77,4 тыс.), в иные организации - 58,61% (156,9 тыс.).
Из общего количества перечисленных средств материнского (семейного) капитала на погашение займов в микрофинансовые организации перечислено 12,6% (12,09 млрд. рублей) средств, в портребительские кооперативы - 28,74% 27,60 млрд. рублей), в иные организации - 58,66% (56,31 млрд. рублей).
По информации МВД России при использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение займов, полученных гражданами в целях улучшения жилищных условий, имеются факты нарушения норм законодательства Российской Федерации, в результате которых средства материнского (семейного) капитала обналичиваются.
По данным МВД России за период с января 2009 года по сентябрь 2012 года выявлено около 2 тыс. преступлений, связанных с хищением и
обналичиванием средств материнского (семейного) капитала.
В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества посягательств на бюджетные средства, выделяемые в указанной сфере, а также появление новых преступных схем.
Так, в текущем году, по состоянию на 1 сентября 2012 года, уже зарегистрировано около 500 преступлений, что свидетельствует о криминальной привлекательности рассматриваемой сферы.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ оформление договоров займа допускается с любой организацией.
При этом в настоящее время только деятельность кредитных, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов регулируется специальным законодательством и подпадает под государственный контроль.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" государственный контроль за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет ФСФР России.
В отношении указанных организаций проводится проверка соответствия их деятельности требованиям Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов; выдаются обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; осуществляются иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ.
В настоящее время с учетом действующих норм законодательства (статьи 807-818 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ) микрофинансовой деятельностью вправе заниматься любые организации, но называться микрофинансовыми организациями могут только те, которые получили статус микрофинансовой организации через соответствующее вхождение в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Проводимая в Российской Федерации государственная политика в отношении организаций, занимающихся микрофинансовой деятельностью, направлена на стимулирование данных организаций на добровольное получение статуса "микрофинансовых организаций".
В отношении кредитных потребительских кооперативов, регулируемых Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации", предусмотрена система двойного контроля через саморегулируемые организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 717 является ФСФР России.
В соответствии с частью 3 статьи 35 указанного Закона все потребительские кооперативы, работающие с гражданами, должны быть членами саморегулируемых организацией кредитных потребительских кооперативов (в настоящее время около 1400 кредитных потребительских кооперативов являются членами 10 саморегулируемых организаций).
В отношении потребительских кооперативов, являющихся членами саморегулируемых организаций самогегулируемые организации: устанавливают обязательные правила и стандарты; осуществляют контроль за деятельностью своих членов; рассматривают жалобы на действия (бездействия) своих членов; применяют в отношение своих членов меры воздействия, в том числе исключение из саморегулируемой организации; а также реализуют иные полномочия в соответствии с Законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ, уставом, правилами и стандартами саморегулируемой организации.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ ФСФР России осуществляет проверку деятельности саморегулируемой организации, а также вправе принять решение о проверке деятельности любого кредитного потребительского кооператива, являющегося членом данной саморегулируемой организации.
В отношении кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, а также не вступивших в саморегулируемые организации, установлен прямой государственный контроль (часть 3 статьи 5 и часть 3 статьи 42 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ), в связи с чем, ФСФР России в отношении данных кооперативов вправе: проводить проверки соответствия
деятельности кредитных потребительских кооперативов Федеральному закону от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации; по итогам проверки деятельности кредитного потребительского кооператива давать ему обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, установленных Законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ; реализовать иные контрольные полномочия.
При этом следует учитывать, что деятельность микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов сосредоточена на предоставлении финансовых услуг гражданам которые, как правило не имеют возможности воспользоваться услугами кредитных организаций ввиду сосредочения их только в крупных городах и завышенных требований к заемщикам.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается, что в перечень организаций, имеющих право на выдачу займов гражданам, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал включены микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы.
Несоответствие организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, организациям-заимодавцам, будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договорам займа на улучшение жилищных условий.
Законопроект также предусматривает установить, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления владельцем сертификата документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, его супругом (супругой) в кредитной организации.
Данная мера направлена на предотвращение ситуаций, когда организации злоупотребляя доверием граждан, фактически лишают их средств материнского (семейного) капитала, а также возможности улучшить свои жилищные условия.
При установлении законопроектом перечня видов организаций - заимодавцев предполагается, что вышеуказанные ограничения распространяются только на случаи заключения договоров займа после вступления в силу законопроекта.
В связи с этим, в законопроект предлагается включить положение, предусматривающее, что действие положений новых пункта 7 части 2 статьи 8 и частей 7 и 8 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения после вступления в силу законопроекта.
Включение данной нормы направлено на установление равных возможностей на использование средств материнского (семейного) капитала гражданами, заключившими договоры займа до вступления в силу настоящего проекта закона, независимо от того, с какой организацией заключен данный договор, т.е. с организацией, входящей в перечень организаций, установленный законопроектом, или с любой иной организацией.