Неоднозначная реакция общественности вам уже, Михаил Борисович, известна? На ваш взгляд, сегодня современному музею нужен менеджер или профессионал-музейщик?
М. Пиотровский: Я всегда говорил, что нужен не менеджер, а ученый, но это моя личная точка зрения. Она ближе к позиции европейских музеев. Американская точка зрения другая. Если говорить о Кижах, тут высвечиваются очень важные вещи. Первое. Того, кого мы сейчас называем "менеджером", раньше называли "партийным работником". Считалось, что человек, который умеет работать с людьми, все умеет. Но, как мы знаем, это не получается, особенно в таких вещах, как музей. Музей - вещь деликатная и очень важная. И если назначать менеджерам то менеджер должен быть очень хорошим. Не вариант, когда менеджером является бизнесмен. Мы, слава богу, Нелидова знаем...
Второе. О Кижах. Это памятник ЮНЕСКО, место, где ничего нельзя строить. Кроме того, это очень эффективный музей. В 2011 году музейное сообщество его назвало лучшим музеем России. Это было решение экспертного совета. Что касается того, что туристов мало. Надо очень четко понимать, что увеличение туристического потока не будет способствовать сохранению памятника. Кижи просто затопчут. Это самый хрупкий из памятников, который есть в России. Поэтому сразу же, как стал развиваться скандал, Союз музеев определил свою позицию и договорился с министром культуры, что мы будем тщательно контролировать каждый шаг, связанный именно с превращением этого музея-заповедника в туристическую Мекку, раз такие идеи есть.
Говорят, что новому директору музея дается год испытательного срока.
М. Пиотровский: Это министерство культуры решает. Я читал о предложении губернатора Карелии внести изменения в устав музея-заповедника "Кижи", чтобы можно было выбирать директора. Союз музеев России эту идею поддерживает полностью. И, конечно, потрясающе, что люди встали на защиту музея. 20 тысяч подписей в Интернете. То, что людей волнует сохранение музея, что они готовы бороться за него, очень обнадеживает. Вы вернулись с Давосского форума, где были акулы финансового мира.
Как эти люди относятся к присутствию культуры в современном мире?
М. Пиотровский: Кроме акул финансового мира, там были и директора нью-йоркского музея Метрополитен, Британского музея, Флорентийской оперы, директор всех музеев Берлина, генеральный директор Международного союза музеев. На круглом столе "Экономика культуры" обсуждались культурные проекты, которые помогают выживанию в эпоху кризиса. Мы считаем, что Петербургу Эрмитаж помог выжить в эпоху кризиса, а проект "Большой Эрмитаж" помогает Петербургу быть глобальным городом вслед за Эрмитажем как мировым музеем. Об интересном опыте рассказал директор Флорентийской оперы. Когда кризис и опера немного на задворках, они сделали ставку не на гостей, которые приезжают во Флоренцию, а свою, итальянскую аудиторию. Потрясающая история была про архитектора из Чикаго, который работает...с трущобами. О нем рассказывали уже немецкие музейщики, которые пригласили его поработать в Германию. Культура может быть и является основой и ресурсом развития. В том числе экономического.
Полностью "Деловой завтрак" с Михаилом Пиотровским читайте в ближайших номерах "РГ"