В течение двух лет столица перестраивала мелкорозничную сеть. В итоге в ней стало на 10 тысяч объектов меньше. Не видите ли Вы здесь противоречия с тем, что Москва не самый благополучный город по обеспеченности торговыми площадями. Она не только вдвое уступает по этому показателю Европе, но и многим российским городам, таким как Санкт-Петербург, Казань. Не вызывает ли это Вашей озабоченности, и что Вы собираетесь делать?
Немерюк: Как раз именно это и вызывает озабоченность. Но эти два вопроса с одной стороны никак не связаны, с другой - очень сильно друг от друга зависят. Я говорю о мелкой рознице и стационарной торговле. Мы действительно отстаем от многих мировых держав. На сегодняшний день в столице на тысячу жителей приходится 784 квадратных метра. Это в среднем по Москве. После присоединения новых территорий мы чуть-чуть подросли. Есть районы, где на тысячу жителей приходится 16 тысяч квадратных метров.
У нас в планах за четыре года достигнуть, конечно, не европейского уровня в полторы тысячи, но хотя бы приблизиться к нему и выйти на уровень 1200 квадратных метра на тысячу жителей.
Однако проблема заключается в том, что Москва очень сильно перенаселена. В Европе, например, плотность проживания намного ниже. В Москве она в четыре раза больше, чем в Берлине, в три с половиной - больше, чем в Париже. И это практически по всем столицам. Если бы у нас была европейская плотность, то обеспеченность была бы выше.
То есть у нас народу много, а не магазинов мало?
Немерюк: Не то чтобы много, но последние несколько десятилетий упор делали в основном на жилье. Это престижно, это быстро окупается, инвесторы вкладывают в новые проекты. Торговля в Москве тоже наиболее привлекательна из инвестиционных сфер, но все-таки о ней думали во вторую очередь.
Если говорить о мелкой рознице, то мы за последние два года сократили количество объектов на 10 тысяч, то есть с 22 тысяч мы упали до 11. При этом, к сожалению, у нас есть в наличии незаконные объекты, объекты самостроя.
Говоря о мелкой рознице, стоит отметить, что Москва заросла мелкими павильонами как "ракушками". Причин было несколько. Основная заключается в том, что поставить палатку возле метро можно достаточно просто. Кроме того, она отбивается за месяц. Все остальные 11 месяцев она приносит хорошие деньги. При этом основная проблема в таких павильонах заключается в том, что они сдерживают развитие стационарной сети. Если посмотреть на европейские страны, то станет понятно, что такого засилья киосков, палаток, павильонов там нет. Все уходит в цивилизованную торговлю.
По большому счету людям удобно пользоваться палатками, не надо идти в магазин. Но при этом быстрые деньги не стимулируют предпринимателей вкладываться в помещения, развивать стационарные предприятия, делать красивые объекты.
В новой концепции мы предусматриваем, что социальные и нужные виды мелкой розницы останутся. Будут развиваться и новые форматы мелкорозничной торговли - вендинг и мобильная торговля.
Полностью текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".