29.01.2013 23:00
    Поделиться

    Требования к организации и осуществлению безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, установленным на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, проходящим по участкам горной местности

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 декабря 2012 г. N 443 г. Москва "Об утверждении Требований к организации и осуществлению безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, установленным на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, проходящим по участкам горной местности"
    Дата подписания: 21.12.2012Опубликован: 29.01.2013
    Вступает в силу: 10.02.2013

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 декабря 2012 г.

    Регистрационный N 26404

    В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1084 "О мерах по организации перевозок пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.10.2012, N 44, ст. 6028) приказываю:

    Утвердить прилагаемые Требования к организации и осуществлению безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, установленным на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, проходящим по участкам горной местности.

    Министр М. Соколов

    Требования к организации и осуществлению безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, установленным на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, проходящим по участкам горной местности

    1. Общие положения

    1.1. Настоящие Требования определяют условия организации и осуществления безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, установленным на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (далее - Требования, маршруты Олимпийских и Паралимпийских игр), проходящим по автомобильной дороге к хребту Псехако, автомобильной дороге от горноклиматического курорта "Альпика-Сервис" до финишной зоны горнолыжного курорта "Роза-Хутор" с подъездами к санно-бобслейной трассе, фристайл-центру, сноуборд-парку и горной олимпийской деревне, автомобильной дороге от горноклиматического курорта "Альпика -Сервис" до Сулимовского ручья, от Сулимовского ручья до станции канатной дороги 3S с устройством инженерной защиты, автомобильной дороге от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса "Горная Карусель", автомобильной дороге от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов, совмещенной автомобильной дороге Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис", участку автомобильной дороги федерального значения А-147 (км 164+350 - км 171+365), автомобильной дороге федерального значения А-149 (далее - маршруты, автомобильные дороги соответственно), в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

    1.2. В целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами по маршрутам настоящими Требованиями устанавливаются требования к:

    участкам автомобильных дорог;

    автобусам, используемым для перевозки пассажиров;

    водителям автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров;

    организации перевозок пассажиров автобусами.

    2. Требования к участкам автомобильных дорог на маршрутах Олимпийских и Паралимпийских игр, проходящим по участкам горной местности

    2.1. Организация перевозок пассажиров автобусами по маршрутам допускается при условии соответствия параметров геометрических элементов и транспортно-эксплуатационных показателей участков автомобильных дорог, их конструктивных элементов, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства, параметров их ремонта и содержания требованиям технических регламентов и документов по стандартизации в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, а также требованиям, установленным в настоящей главе.

    2.2. Ширина проезжей части участков автомобильных дорог должна быть достаточной для безопасного разъезда транспортных средств встречного направления:

    на прямых участках - не менее 6 м;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 15 м - не менее 11,5 м;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 30 м - не менее 9,0 м;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 40 м - не менее 8,4 м;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 50 м - не менее 8,3 м.

    2.3. Участки автомобильных дорог, имеющие радиусы в плане менее 2000 м, должны быть обустроены виражами и переходными кривыми.

    2.4. Используемые дорожные ограждения должны иметь удерживающую способность не менее 600 кДж.

    На всем протяжении дорожных ограждений должны быть установлены светоотражающие элементы.

    2.5. Технические средства организации дорожного движения должны быть размещены в соответствии с проектами организации дорожного движения, утвержденными в установленном порядке.

    2.6. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

    2.7. На всем протяжении автомобильных дорог должны быть использованы средства визуального ориентирования водителей.

    Горизонтальная и вертикальная дорожная разметка на проезжей части и элементах обустройства автомобильных дорог должна быть хорошо различима в любое время суток.

    Горизонтальная дорожная разметка должна быть выполнена из термопластика.

    Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ ее по площади составляет более 10%.

    Участки автомобильных дорог должны быть обозначены сигнальными столбиками и световозвращателями.

    Световозвращатели, используемые для оптической ориентации водителей, должны быть установлены на кривых радиусом менее 60 м в сочетании с линиями горизонтальной разметки.

    2.8. На серпантинах, участках автомобильных дорог в плане малого радиуса, участках, пересечениях и примыканиях с необеспеченной видимостью обязательна установка сферических зеркал увеличенного размера (преимущественно диаметром 1000 мм и выше).

    2.9. Искусственное освещение должно быть обеспечено на всем протяжении автомобильных дорог с использованием постоянных источников электроэнергии.

    2.10. Ограничение скоростных режимов должно быть осуществлено посредством установки соответствующих дорожных знаков на участках автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

    Требуется обязательное ограничение скоростного режима на серпантинах с радиусом кривых в плане менее 300 м, в том числе:

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 15 м - не более 15 км/ч;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 30 м - не более 30 км/ч;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 40 м - не более 30 км/ч;

    на серпантинах с радиусом кривых в плане 50 м - не более 35 км/ч.

    2.11. На участках автомобильных дорог ограниченной видимости должны быть регламентированы минимальные дистанции движения транспортных средств посредством установки дорожных знаков "Ограничение минимальной дистанции".

    Требования к минимальным дистанциям безопасности автобусов, движущихся на спуск и подъем, приведены в Приложении 1 к настоящим Требованиям соответственно.

    2.12. Приоритет и очередность движения транспортных средств встречного направления должны быть обеспечены посредством установки соответствующих дорожных знаков и (или) светофоров, исключающих единовременное нахождение транспортных средств на кривых в плане малого радиуса (менее 30 м).

    На кривых в плане малого радиуса должны быть установлены дорожные знаки "Преимущество встречного движения", "Преимущество перед встречным движением".

    2.13. Дополнительное информационное обеспечение водителей в процессе движения должно быть обеспечено путем установки дорожных знаков и указателей о величине уклона, протяженности спусков и подъемов, профиле автомобильной дороги; многопозиционных дорожных знаков о рекомендуемой минимальной дистанции транспортных средств, погодных и дорожных условиях, наличии опасных участков на маршруте.

    В начале маршрута обязательна установка табло переменной информации, в том числе с периодически обновляемой информацией о погодных и дорожных условиях.

    2.14. На лавиноопасных и камнепадоопасных участках автомобильных дорог должны быть устроены защитные сооружения в виде сеток и других сооружений.

    2.15. Прикромочные водоотводные лотки должны быть закрыты решетками или огорожены.

    2.16. Водобойные колодцы должны быть ограждены.

    2.17. Основные транспортно-эксплуатационные показатели покрытия проезжей части участков автомобильных дорог должны соответствовать следующим значениям:

    показатель ровности не более 660 см/км по прибору ПКРС-2;

    коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с установленной на рассматриваемом участке автомобильной дороги скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора1;

    глубина колеи не более 10 мм.

    Требуемые показатели покрытия проезжей части участков автомобильных дорог достигаются посредством устройства верхних слоев покрытия с использованием шероховатых и износостойких слоев.

    2.18. Покрытия проезжей части автомобильных дорог, их участков, укрепительных краевых полос и обочин в процессе эксплуатации должны иметь правильную форму, продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды, а также быть ровными в продольном и поперечном направлениях.

    Система и устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод (водоотводные канавы, кюветы, водосбросы и др.) должны постоянно находиться в работоспособном состоянии и обеспечивать бесперебойный сброс и отвод воды от автомобильной дороги.

    Нарушение профиля водоотводных канав не допускается.

    2.19. На автомобильных дорогах должен быть обеспечен повышенный уровень их содержания.

    Поверхность покрытия проезжей части и обочин, поверхность разделительных полос и откосов, посадочных площадок на остановочных пунктах, отстойно-разворотных площадок и площадок отдыха должна быть чистой от пыли, грязи, посторонних предметов и материалов.

    Автомобильная дорога, каждый ее конструктивный элемент и их составляющие должны содержаться в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств.

    Не допускается снижение уровня содержания дорог, влекущее уменьшение скорости движения транспортных средств.

    Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, но не более одного часа.

    Борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления.

    В первую очередь работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на кривых в плане малого радиуса, участках с ограниченной видимостью, в пределах автобусных остановок, на пересечениях в одном уровне и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение.

    Участки первоочередной обработки обеспечиваются необходимыми запасами противогололедных материалов.

    Борьбу с зимней скользкостью в горной местности следует начинать с участков дорог с крутыми затяжными подъемами. Особое внимание должно быть уделено участкам внешних кривых в плане (серпантинам), расположенных с наветренной стороны хребта при северной экспозиции склонов, а также участкам примыканий и пересечений горных дорог и искусственных сооружений на них (мостов, противолавинных галерей, подпорных стен и т.п.).

    В зимний период времени от снега должно быть очищено покрытие проезжей части на всю ширину, а также обочины и земляное полотно по всей его ширине, между бровками, включая водоотводные лотки.

    Очистка автомобильных дорог от снега должна начинаться одновременно с началом снегопада или метели с учетом регламентных профилактических работ (предварительная обработка проезжей части антигололедными реагентами и др.).

    Работы по предупреждению зимней скользкости и очистке от снега на остановочных пунктах, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств производятся одновременно с работами на проезжей части автомобильной дороги.

    Снег с проезжей части автомобильных дорог должен убираться в прилотковую часть и на обочину и формироваться в виде снежных валов.

    Наличие снежных валов после окончания снегопада не допускается.

    При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется метеорологическая информация.

    Уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять в период снегопада и после окончания снегопада в течение не более одного часа. После окончания снегопада необходима обработка участков автомобильных дорог фрикционными материалами.

    Требования к уровню содержания участков автомобильных дорог приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

    Не допускается наличие участков автомобильных дорог, на которых зафиксирован недопустимый уровень содержания.

    3. Требования к автобусам, используемым для перевозки пассажиров по маршрутам Олимпийских и Паралимпийских игр, проходящим в горной местности

    3.1. Организация перевозок пассажиров автобусами по маршрутам допускается при условии использования для этих целей транспортных средств категории М2 класса В (автобусы, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров), категории М3 класса I (городской автобус для перевозки на специально оборудованных местах инвалидов-колясочников), категории М3 класса II (междугородные автобусы) или III (туристические автобусы).

    3.2. Транспортные средства категорий М2 и М3, используемые для выполнения пассажирских перевозок по маршрутам, должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст. 4475; 2010, N 38, ст. 4828; 2011, N 42, ст. 5922), и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2012, N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505), а также следующим основным требованиям:

    экологические характеристики транспортного средства должны быть не ниже экологического класса 4;

    транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, подключенной к техническим устройствам мониторинга уполномоченной организации;

    транспортные средства должны быть оснащены двусторонней голосовой связью между водителем и диспетчером уполномоченной организации;

    на транспортном средстве должна быть размещена олимпийская символика в порядке, определяемом оргкомитетом;

    коэффициент сцепной массы транспортного средства должен быть не менее 0,6;

    трогание транспортного средства с места с полной массой должно осуществляться на подъемах с уклоном не менее 20 процентов, имеющих сухое, твердое и ровное покрытие;

    двигатель должен быть оснащен устройством, корректирующим протекание рабочего процесса в зависимости от атмосферного давления;

    все пассажирские сиденья должны быть обращены вперед по ходу движения, оснащены подголовниками, ремнями безопасности и приспособлениями для их крепления (кроме категории М3 класса I (городской автобус для перевозки на специально оборудованных местах инвалидов-колясочников). Запрещается наличие в транспортных средствах на местах штатных сидений устройств для размещения пассажиров в горизонтальном положении (лежачих мест);

    все пассажирские сиденья должны быть обращены вперед по ходу движения, оснащены подголовниками, ремнями безопасности и приспособлениями для их крепления;

    транспортные средства должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода, антиблокировочной тормозной системой, запасной (аварийной) тормозной системой и тормозным устройством типа "горный тормоз" или "тормоз-замедлитель", конструкция которого соответствует действующим требованиям;

    транспортные средства должны быть оборудованы исправными техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами);

    транспортные средства должны быть оснащены аптечками с расширенным перечнем лекарственных препаратов с учетом специфики движения подвижного состава в горных условиях и особенностей нахождения в высокогорной местности, а также увеличенным количеством индивидуальных средств оказания первой помощи пассажиров;

    транспортные средства должны быть оснащены специальными цепями противоскольжения (по количеству ведущих колес (пар колес).

    3.3. Для выполнения пассажирских перевозок допускается использовать транспортные средства с внесенными в их конструкцию изменениями только при условии подтверждения соответствия указанных транспортных средств требованиям безопасности в порядке, предусмотренном Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

    3.4. Транспортные средства, задействованные в организованной перевозке группы детей, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в том числе при перевозке детей до 12-летнего возраста - детскими удерживающими устройствами, соответствующими весу и росту ребенка, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью имеющихся ремней безопасности.

    3.5. Ответственными за обеспечение безопасного технического состояния транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров, являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров автобусами, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 27, ст. 3881; 2011, N 29, ст. 4283; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, N 31, ст. 4320).

    Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров автобусами, обязаны обеспечить:

    соответствие технического состояния автобусов требованиям, установленным изготовителем транспортного средства;

    выполнение контроля технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возврате с линии в объеме, установленном изготовителем транспортного средства;

    выполнение технического обслуживания автобусов в объемах и в сроки, установленные изготовителем транспортного средства.

    4. Требования к водителям автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам Олимпийских и Паралимпийских игр, проходящим в горной местности

    4.1. К перевозкам на маршрутах допускаются водители, имеющие общий стаж работы в качестве водителя не менее 5 лет, из которых не менее 3 последних лет - в качестве водителя транспортных средств соответствующей категории, и прошедших стажировку перед началом работы на маршруте Олимпийских и Паралимпийских игр продолжительностью не менее 6 дней.

    4.2. Рекомендуется привлекать к указанным перевозкам водителей не старше 60 лет, а впервые назначаемых на работу на маршрутах - не старше 55 лет, не имеющих за последние 2 года систематических нарушений Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским пассажирским транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102), грубых нарушений трудовой дисциплины, а также дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 5 лет.

    5. Требования к организации перевозок пассажиров автобусами по маршрутам Олимпийских и Паралимпийских игр, проходящим в горной местности

    5.1. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров автобусами по маршрутам, должна соответствовать требованиям Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2 (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 1997 г., регистрационный N 1302), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 18 июля 2000 г. N 75 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2000 г., регистрационный N 2352).

    5.2. Владельцы автобусов, осуществляющие перевозки пассажиров по маршрутам, должны иметь подробную карту-схему каждого маршрута (маршрутов) с указанием опасных участков в масштабе, достаточном для детального изучения условий движения.

    Карта-схема должна быть доступна для изучения всеми водителями и иными работниками (иметь печатный (настенный) и компьютерный вариант исполнения). К схеме должны быть приложены рекомендации для водителей по обеспечению безопасного проезда этих участков.

    На основе указанных материалов оформляются памятки водителю, содержащие уменьшенную копию такой схемы с краткими рекомендациями (предупреждениями) для водителей.

    Необходимые данные о параметрах автомобильной дороги и опасных участках для разработки схемы предоставляются дорожными и иными организациями, в ведении которых находятся соответствующие участки автомобильных дорог.

    Схемы используются при проведении инструктажей и иных занятий с водителями.

    5.3. При разработке графиков работы водителей, расписаний и графиков движения автобусов по маршрутам должно быть обеспечено соблюдение нормативов рабочего времени и времени отдыха водителей.

    В задании водителю следует указать продолжительность непосредственного управления автобусом в течение периода ежедневной работы (смены) (не должна превышать 8 часов), продолжительность непрерывного управления автобусом (не должна превышать 2 часов), продолжительность остановок для кратковременного отдыха.

    Продолжительность подготовительно-заключительного времени и иных операций, входящих в продолжительность рабочего времени водителя, определяется на основе анализа фактических временных затрат на их выполнение, после чего документально закрепляется.

    5.4. Нормирование скоростей движения автобусов по маршрутам производится на основании хронометража пробных рейсов при различных погодных условиях. По результатам тестовых соревнований и дополнительных тестовых испытаний производится уточнение и корректировка нормативов, установленных по данным пробных рейсов.

    5.5. График движения автобусов по маршрутам должен быть разработан с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных средств на участках автомобильных дорог и исключать образование автомобильных заторов.

    Возможна корректировка графика движения автобусов при изменении дорожных и погодных условий.

    5.6. Перевозка пассажиров по маршрутам допускается только по количеству мест для сидения, установленных заводом-изготовителем.

    5.7. Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов.

    1 Значения коэффициента сцепления приведены для условий его измерения прибором ПКРС-2.

    Поделиться