Эксперт: В Турции невозможен рост радикальных настроений у населения

В Турции случилось знаменательное событие. Впервые женщина-адвокат, одетая в соответствии с нормами шариата, приняла участие в заседании суда. Она была в закрытом длинном платье и в платке. Долгое время в Турции ношение платков в общественных местах было запрещено. На минувшей неделе этот запрет был отменен и для женщин-юристов. Ранее был снят еще ряд запретов, в том числе - и на ношение платков в образовательных учреждениях. Управление по делам религии Турции совместно с министерством связи разработали мобильное приложение, при помощи которого пользователи могут определить время и ориентир для совершения намаза, находясь в любой точке мира. Не превратится ли светская Турция в государство, живущее по законам "шариата"? За комментариями "РГ" обратилась к директору отдела исследований Центра стратегических исследований, доктору наук Фатиху Озбаю.

В ряде стран ближневосточного региона в результате волнений к власти пришли исламисты. Как это может повлиять на Турцию? И возможны ли подобные сценарии в вашей стране?

Фатих Озбай: В Турции другие исламисты, можно сказать - другое отношение к исламу. Рост радикальных настроений среди населения, по примеру того, как это происходит сейчас в соседних странах, в Турции практически невозможен, потому что турецкий народ, турецкие мусульмане настроены совсем по-другому, смотрят на место религии в жизни иным образом.

В Египте победу одержали "Братья-мусульмане". Турецкие власти в свое время приветствовали их успех. Существует ли турецкое отделение этой организации?

Фатих Озбай: В Турции официально нет никакого филиала организации "Братья-мусульмане". Она не запрещена, просто здесь ее нет. Наверное, потому что им сложно найти достаточное количество сторонников среди местного населения.

И все же, нет ли в Турции угрозы сползания к исламизации, ведь Реджеп Тайип Эрдоган считается умеренным исламистом?

Фатих Озбай: Я бы не стал говорить, что Эрдоган - исламист. Скорее, мне кажется, его можно назвать консерватором. Если бы он был исламистом, то наверное проводил бы более радикальную политику, ставил бы более радикальные задачи. Но очевидно, что отношения Турции с Европейским Союзом, наиболее динамично развивались именно в период работы Эрдогана. Можно обратить внимание и на отношения между Россией и Турцией. Они тоже развиваются крайне интенсивно. Если бы нынешнего премьера можно было назвать исламистом, то наверняка интенсивнее отношения развивались бы с другими странами и организациями, нежели сейчас. Однако мы видим, что Анкара старается вести равномерную внешнюю политику, обращенную как на Восток, так и на Запад.

А как вы оцените то, что в последнее время во внутренней политике все больший вес стал набирать глава Управления по делам религии Мехмет Гормез? Не признак ли это исламизации?

Фатих Озбай: Я согласен, что Мехмет Гормез стал активен в последнее время. Но тут нужно понять политическую систему Турции. Все-таки Управление по делам религии - это государственный орган. Действует он не независимо, находится под контролем, и появление каких-то неконтролируемых действий или посягательств со стороны управления сложно себе представить. К тому же, Мехмет Гормез демонстрирует терпимость. Он встречался и с представителями православной церкви, и с представителями римской католической церкви. Такая деятельность не несет в себе радикализма. Наоборот - при помощи Управления по делам религии проще контролировать появление каких-то радикальных течений.

С Фатихом Озбаем согласен и другой наш собеседник, Онур Оймен, экс-заместитель министра иностранных дел Турции и бывший депутат.

- К сожалению, радикальные исламисты сегодня есть практически в любой стране, есть они и в Турции. Но у нас немного другая ситуация. У нас основная проблема - этническая террористическая организация Рабочая партия Курдистана.

Но в целом мы светское государство, и в будущем я не вижу возможностей и основ для того, чтобы эта ситуация поменялась. Светский строй прописан в конституции и он просто является естественным для нашего народа. Радикальный ислам противоречит духу турецкого человека. Мы уже достаточно давно перешли к демократии, у нас многопартийная система. И вообще для нашей модели крайне важна именно светскость.