В минздраве считают, что сокращение платного донорства пойдет пациентам только на пользу.
Ведь при переливании крови и ее компонентов не исключена угроза заражения тяжелыми инфекциями, и только добровольное, ответственное донорство может уменьшить этот риск до минимума.
До сих пор сдачей крови можно было подзаработать.
В Москве за 100 миллилитров крови платили 650 рублей. Сложное переливание - тромбоцитоферез - стоило 4,5 тысячи рублей.
Сдача эритроцитов позволяла получить 6 тысяч рублей. В регионах порция крови стоила от 100 до 1000 рублей. При сдаче компонентов оплата была выше.
Теперь оплату заменят горячим обедом. Наличные давать не будут.
Исключение сделано для доноров с редким фенотипом крови (такой обычно не хватает), а также при заборе компонентов крови - плазмы, тромбоцитов, эритроцитов, гранулоцитов.
Правда, сохраняется звание "Почетный донор", для чего нужно дать кровь минимум 40 раз. Тогда вам выплатят 9959 рублей в год. Плюс льготные (не бесплатные) путевки в санаторий.
В минздраве объясняют изменения вовсе не экономией или нехваткой бюджета. Главная причина: обеспечение безопасности пациентов. Если за деньги кровь дает, к примеру, здоровый и сильный студент - хорошо. Но это делают и безработные, и маргиналы. Ради заработка они могут скрыть , что больны. При этом даже обязательная проверка взятой крови на скрытые инфекции, выдерживание плазмы на особом карантине 100-процентных гарантий безопасности не дает.
Ограничения в оплате отсекают бомжей от станций переливания - туда теперь пойдут те, кто готов помочь ближним бесплатно. Потому во всем мире поддерживают безвозмездное донорство - когда люди хотят спасти других, они дают кровь, уверенные в том, что здоровы.
В то же время разгорелась дискуссия: если резко свернуть платное донорство, не подготовив замену из добровольцев, это может ударить по пациентам. В частности, такое мнение высказала директор благотворительного фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова, много лет помогающая детям с онкозаболеваниями.
"Компоненты крови нужны, и в ближайшее время потребность в переливаниях не снизится, - считает она. - Да, существует интраоперационный забор крови с последующим возвратом забранного пациенту. Да, возможно аутодонорство, если предстоит плановое оперативное вмешательство. Но никуда пока не делись массивные кровопотери при травмах. Все так же нужны переливания крови при осложненной беременности и родах. Любой врач-онкогематолог вам скажет, что он может планировать интенсивную химиотерапию, только когда уверен в надежной гемотрансфузионной поддержке. Невозможно обойтись без переливаний компонентов крови при трансплантациях костного мозга. Хотелось бы надеяться, что трансплантации, да и другие виды медпомощи будут развиваться, а, значит, потребность в компонентах крови будет только расти".
На особом положении Москва и Петербург, подчеркивает Чистякова.
Там расположены крупные федеральные медцентры, в которые приезжают лечиться люди с самыми тяжелыми случаями со всей страны. Эти пациенты не могут пригласить с собой доноров из числа друзей и земляков. Потому потребность в донорах крови в столичных городах выше, чем в провинции. В фонде опасаются, что из-за резкой отмены платного донорства банки крови оскудеют.
В минздраве, в свою очередь, уверяют, что больших проблем не возникнет. Во-первых, по официальным данным, за деньги сдают кровь лишь восемь процентов доноров. Перестанут - общие потери будут невелики. Впрочем, подзаконных актов еще нет - минздрав их готовит. Так что в медучреждениях, куда звонила "Российская газета", нам ответили, что пока работают в прежнем режиме.
Справка "РГ"
По данным Российского научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии ФМБА России, общее число доноров в России в 2011 году составляло 1 668 775 человек, из них платных - 134 226 (8%).