Новости

31.01.2013 00:09
Рубрика: Культура

За стеклом

Художники раскрыли тайну кода да Винчи
Андрей Авдеев - мастер, работающий по технологии древнего и очень трудоемкого искусства горячей художественной эмали.

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Эмаль в искусстве - не краска в обывательском понимании, а легкоплавкое стекловидное покрытие, наносимое на металлы. Мастер многократно обжигает эмаль в печи при температуре 700-900 C. В итоге она сплавляется в цветной стекловидный слой. Это одновременно и произведение искусства, и очень стойкое покрытие, которое сохраняет работу на века. В греческих Микенах найдены эмали, созданые между 1425 и 1300 гг. до н. э. - стекло не потускнело.

Андрей Юрьевич, когда-то это искусство называли "финифтью", потом - "эмалью". Знаю, что художники обижаются, скажем, если эмальера назвать финифтьщиком. Вы кто?

Андрей Авдеев: Дело не только в названиях, эмаль и финифть предполагают несколько различные приемы покрытия. Финифть - роспись по эмали на тонкой меди, толщина листа - 0,5 мм. На него наносят толстый слой белой непрозрачной эмали, и затем тонкотертыми красками - рисунок. Выглядит как акварель, очень живая краска, тонкие прорисовки.

Я же - эмальер. В эмалях покрываю плоскость не только белой краской - любой.

Но по большому счету все художники работают по технологии двухтысячелетней давности. В основе всегда эмаль и температура. Печи, конечно, сейчас другие: солярные, электропечи и т.д. Без наддува, в них атмосфера спокойнее. Древние мастера работали в земляных печах на дровах, работы размещали в керамических сосудах-коконах, чтобы защитить от копоти. Конечно, тогда это было еще сложнее, надо было эмпирическим путем угадывать температуру. Опять же, изделие нельзя было сразу извлечь из такой печи, эмаль бы просто разрушилась от резкой смены температур, поэтому надо было отгрести дрова, сутки остужать. Сейчас гораздо проще, электропечь открыл - все перед глазами.

Эмальеры держат технологию в секрете?

Андрей Авдеев: А зачем? Все давно известно. Конкуренция? С горячей эмалью работает не так много художников. Ты конкурируешь не с другими, а прежде всего с самим собой. Но у каждого мастера свои секреты: при какой температуре обжигает, продолжительность обжига каждого слоя и т.д. В результате можно получить сумасшедшие эффекты.

Вы можете сказать, как поведут себя ваши эмали через 500 или 1000 лет?

Андрей Авдеев: Могу. Ничего с ними не будет, останутся такими, как сейчас.

Леонардо да Винчи в трактате "Сравнение искусств" раскрыл тайну вечной живописи: "Если она выполняется на покрытой глазурью медной пластине эмалевыми красками и затем помещается в огонь, обжигается. И она превзойдет в вечности даже скульптуру. Эта живопись сохраняет яркость и нежность красок и нескончаемо разнообразна".

Это правда, эмаль не подвластна времени. Если не будет какого-то техногенного воздействия, то - вечная. Ей не страшны ни влажность, ни температурные перепады.

Что вдохновляет?

Андрей Авдеев: Впечатления, ощущения. Вернувшись из Шри-Ланки, сделал оранжевую серию: сигирийские женщины. Никто не знает, как это происходит, тем более я сам. Вот у меня была японская серия: "Дорога на Хоккайдо". Почему всплыла? Когда-то читал японский этнос. Все на подсознании. Эскизов не делаю.

Говорят, вы дайвер и экстремал.

Андрей Авдеев: С 15 лет на Дальнем Востоке плавал с аквалангом: Японское и Охотское моря, Тихий океан. Увлекался культуризмом. Потом - машины, штук двадцать. Сильно не гонял, так, иной раз выйдешь на трассу, дашь газу... Но без фанатизма: 200-250 км/ч.

Машину продал. Что за радость в Москве по четыре часа в пробках стоять? Теперь я пешеход. Живу в центре, все рядом.

Художник в отличие от своих работ не вечен. 30 лет вы работаете с эмалью - и эти знания никому не передадите? У вас, я знаю, нет учеников.

Андрей Авдеев: Да. И что?

То есть кто-то после будет годами проходить ваш путь, эмпирическим путем осваивая очень тяжелую технологию обжига.

Андрей Авдеев: Да, будет. И это будут его лучшие годы - годы удовольствия.

Досье "РГ"

Андрей Авдеев, 54 года. Член Союза художников России и Ассоциации художников декоративных искусств московского Союза художников. Родился на Сахалине.

Технологию горячей эмали освоил в 1985 году. География выставок: от Японии и Хабаровска до Парижа и Лос-Анджелеса. Мастерская в Москве.

Культура Арт
Добавьте RG.RU 
в избранные источники