"Г-жа Городова! Сколько можно насиловать историю! Прочитал ваш опус под названием "Тайные связи" ("РГ - Неделя" N5984): оказывается, русские побеждали, потому что молились! Привязать дни наших побед к датам, когда церковь перед святыми в ноги бухается, - до такого надо еще додуматься! А слова "случайное совпадение" вам знакомы? А про "биться до последней капли крови", "сражаться до последнего снаряда" вы слышали? Я уж не вспоминаю науку побеждать, да просто численное преимущество и военное превосходство! В церквях ваших что ни день - какого-нибудь святого празднуют, так что ж удивительного, если эти празднества пару раз совпадут с днями воинской славы? Нашли чудо!
Анастас Григорьевич
И вам, Анастас Григорьевич, здравствуйте! Святых у нас действительно много. Каждый день Церковь чтит память даже не одного - нескольких. Больше того, некоторые святые имеют по два или три дня памяти. К примеру, преподобному Серафиму Саровскому посвящено два дня: 15 января - по дате преставления святого и 1 августа - в честь обретения мощей великого молитвенника за землю русскую. Кстати, именно 1 августа, в 44-м, войска 3-го Белорусского фронта, сломив сопротивление фашистов, штурмом овладели городом Каунасом, открыв таким образом путь в Восточную Пруссию.
Казалось бы, вы правы, в церковном календаре что ни день, то красный, и ваша версия о случайности совпадения дат побед или вообще судьбоносных событий истории с каким-либо церковным празднованием вполне правдоподобна. Казалось бы... Факты, которые я сейчас приведу, еще не получили исторического или богословского обоснования. Быть может, вы, дорогие читатели, сумеете обнажить тайные связи, найдете точные объяснения явлениям, очевидность которых так наглядна, что удивительно, как этого не замечали раньше. "Ищите во всем великого смысла. Ничего без причины не бывает", - пусть эти слова преподобного Нектария Оптинского, обладавшего уникальным даром прозорливости, послужат нам руководством. Итак, приступим.
В ту осень мир висел на волоске. Никогда еще за всю свою долгую и часто кровавую историю человечество не стояло так близко к самоуничтожению. Грудные дети и старики, солдаты любых родов войск и беременные женщины, искусные дипломаты и сельские простаки, седые генералы и наивные влюбленные, образованные и неучи, белые и черные, пышущие здоровьем и инвалиды - жизнь каждого и всех вместе была в те дни в руках неведомой силы. Как имя ей? Случай? Слепой рок? Адская рулетка? Длань Господня? Решайте сами.
Когда о смертельной угрозе было объявлено вслух, а это произошло не сразу, пока могли, власть имущие все скрывали, кто-то поддался панике, и огромные города североамериканского побережья начали стремительно пустеть. Кто-то оцепенел от ужаса, бессильный что-либо предпринять, - очевидцы рассказывают, как в какой-то из трагических дней с утра Москва будто вымерла, а у редких прохожих были серые от страха лица. Кто-то, подобно Анне Ахматовой, которую западные журналисты застали приводящей в порядок рукописи, подводил черту под своим земным странствованием. Кто-то надирался вдрызг, пытаясь забыться в придорожных мотелях, не выдерживая напряжения всеобщего смятения и хаоса. Кто-то так ничего и не успел узнать - повторюсь, те, кто заваривает кашу, отнюдь не спешат информировать о происходящем тех, кому это варево расхлебывать. А кто-то так ничего узнать и не пожелал - даже много позже, когда человечество попыталось очнуться от иллюзий всесилия и попробовало осмыслить, куда же оно катится. Удивительно, но кто-то так ничего узнать и не захотел, даже много позже: жить, не задумываясь над судьбами мира и твоем месте во вселенской мистерии, много проще, чем искать, зачем и кем ты призван из небытия на свет Божий.
В любом случае полной информацией о том, что происходит, информацией, которая бы позволила принимать точные и быстрые решения, не владел никто. Мир висел на волоске, и в этом огромном мире - вдумайтесь! - не было тех, кто мог бы реально оценивать обстановку. Как потом писал министр обороны США Макнамара, на решения, принимавшиеся тремя странами - СССР, США и Кубой - перед и во время Карибского кризиса, а речь идет о нем, влияла неточная информация, ложные оценки и ошибочные расчеты, искажавшие суть происходившего. А теперь только факты. По воспоминаниям Макнамары.
1. Руководство СССР было уверено в неизбежности скорого вторжения армии США на Кубу, в то время как после провала операции в заливе Свиней администрация Дж. Кеннеди таких намерений не имела. Руководители СССР считали: узнав, что "ядерный зонтик" на Кубе уже раскрыт, США остерегутся на это реагировать.
2. Советские ядерные боеголовки в октябре 1962 г. уже находились на острове Свободы, больше того, в разгар кризиса их доставили из мест хранения в места развертывания, тогда как ЦРУ утверждало, что никакого ядерного оружия на Кубе еще нет. ЦРУ ошибалось и в оценке численности советских военных, находящихся на Кубе. Оно сообщало о 10 тысячах, а было 43. И это не считая 270- тысячной кубинской армии. Прибавим тактическое ядерное оружие, и станет ясно: если бы США все-таки высадили на остров экспедиционный корпус, вряд ли бы мы сейчас читали эти строки.
А теперь то, ради чего я эти факты вспомнила. Началом Карибского кризиса считают 14 октября 1962 г., день, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. 14 октября приходится на один из любимейших праздников России - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник, напоминающий нам о существовании Покрова Божьей Матери, Ее молитвенной защиты, простертой над всеми в ней нуждающимися.
Чем дальше от нас события той осени, чем больше появляется новых исследований - историков, политиков, военных, тем очевидней: мир уцелел только чудом.
И еще. Ровно через два года после начала одного из самых опасных кризисов в истории человечества, день в день, 14 октября 1964 г. состоялся пленум ЦК КПСС, снявший со всех постов генерального секретаря этой же организации - Н.С. Хрущева, кстати, одного из самых ярых гонителей Русской православной церкви в новейшее время. Вам и это кажется "случайным совпадением"?
Ждем ваших писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru