После многочисленных двухсторонних и многосторонних встреч, которые он несколько месяцев проводил в европейских и ближневосточных столицах, никакого урегулирования ситуации в охваченной гражданской войной стране даже не просматривается.
Между тем время идет и голоса тех, кто обвиняет Брахими в неспособности справиться с кризисом, звучат все отчетливее.
До сих пор ни одна из попыток спецпосланника сблизить позиции России и Запада по Сирии не увенчалась успехом. Хотя такого рода переговоров было немало на полях различных международных форумов. Следующие, с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова, ожидаются в начале февраля на конференции по безопасности в Мюнхене. Не исключено, что в них также примет участие американский вице-президент Джо Байден.
Однако кроме констатации серьезности проблемы и опасений, что химическое оружие, которое находится в распоряжении Дамаска, попадет в руки террористов, никаких видимых сдвигов не происходит. Стороны охотно кивают на итоги "женевского коммюнике" по Сирии, которое должно было стать "дорожной картой" для будущего урегулирования.
Но в России и на Западе по-разному трактуют достигнутые в Швейцарии соглашения, зачастую приходя к диаметрально противоположным выводам. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда при наличии утвержденного дипломатами арабских стран, России и США документа воспользоваться им на практике оказалось невозможным.
Похоже, Брахими осознал, сколько "подводных камней" заложили главы внешнеполитических ведомств в женевский документ, чтобы тот оказался приемлемым для всех участников встречи в Швейцарии. Поэтому спецпосланник обратился к Совету Безопасности ООН с просьбой провести ревизию соглашения и прояснить ряд имеющих принципиальное значение для будущего переговорного процесса моментов. В частности, прописать, что такое "вся полнота власти" применительно к временному правительству Сирии и означает ли этот пункт, что нынешний президент Башар Асад "не должен иметь никакой роли в передаче власти".
Впрочем, если отбросить юридическую составляющую предложений Брахими, то в целом его инициативы ставят целью добиться от России политического согласия на отстранение Асада от власти. Отставку президента Сирии оппозиция называет главным условием будущего диалога с Дамаском. Поскольку переписать женевское коммюнике в Совбезе невозможно, то Брахими предложил внести коррективы в документ с помощью отдельной резолюции. Речь идет о пяти-шести дополнительных пунктах, которые "подправляют" швейцарское соглашение.
По словам представителя России в ООН Виталия Чуркина, "Москва изучит, что предложил спецпосланник". Однако отказ оппозиции от диалога с Асадом и не менее твердое решение президента Сирии оставаться на своем посту до полной победы над террористами не оставляют надежды, что компромиссная резолюция Совбеза устроит обе стороны. А значит, выполняться она не будет.
Новые инициативы Брахими - искусный дипломатический ход, который продемонстрировал мировому сообществу, что спецпосланник не зря ест свой хлеб. Брахими справедливо рассудил, что пока его предложения обсуждает Совбез, обвинений в бездействии ему никто не предъявит.
Судя по последним интервью, президент Сирии Башар Асад уверен, что вернет себе контроль над страной. "За 22 месяца кризиса армия не позволила бандформированиям завладеть целиком ни одной из провинций и нанесла им сокрушительное поражение", - уверял он ливанских журналистов. Впрочем, не менее оптимистичные заявления о своей скорой победе высказывает оппозиция.
Досье
Самое мудрое, что может сделать спецпосланник ООН, - выждать, пока в сирийском противостоянии появится явный победитель, который будет диктовать условия урегулирования своим противникам. И вести диалог с ним. Предстоящее обсуждение новой резолюции в Совете Безопасности дает Лахдару Брахими возможность выиграть время. И "сохранить лицо": ведь дискуссии по новому документу предстоят ожесточенные и длительные.