Андрей Бельянинов: В РФ не разработан механизм уничтожения контрафакта

На вопросы "РГ" отвечает глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
 
Видео: Александр Шансков/ РГ

- Андрей Юрьевич, Евросоюз с этого года ввел новые правила таможенного декларирования валюты, которая ввозится и вывозится. Это касается сумм, превышающих 10 тысяч евро. Как вы это прокомментируете?

Андрей Бельянинов: Сейчас, как правило, туристы не возят с собой большие суммы наличных денег. Так что новые правила в большей степени продиктованы борьбой с отмыванием "грязных денег" и финансированием терроризма. И не сильно касаются торгового оборота. С тех пор как появились "пластиковые деньги", то есть безналичные платежи, проблема перемещения валютных ценностей для граждан не доставляет неудобств.

Если надо что-то купить в Европе, есть пластиковая карточка, плати с нее и вези что хочешь. Более того, при этих расчетах ты еще пользуешься такс-фри, тебе возвращают налог с покупок. Для людей, занимающихся шопингом для себя, а не в коммерческих интересах, это обычная практика.

Тем не менее кто все-таки повезет в страны Евросоюза наличными больше чем 10 тысяч евро, должен будет заполнить декларацию при въезде в эту страну. Она единого образца для всех государств ЕС. Раньше этого не требовалось. Еще хотел бы прокомментировать норму разрешенного беспошлинного ввоза в Россию авиационным транспортом имущества для личного потребления на сумму до 10 тыс. евро. Она была введена в 2012 году, и, честно говоря, в тот момент я считал, что это может нанести серьезный ущерб казне, стать контрабандным каналом. К счастью, этого не произошло. А те, кто летает в Европу на так называемых миланских рейсах на шопинг и возвращается в Россию воздушным транспортом, теперь избавлены от достаточно жестких мер досмотра таможенных органов.

- Меняется ли "лицо" контрабанды? Больше или меньше нарушителей на таможне?

Андрей Бельянинов: После декриминализации понятия товарной контрабанды слово " контрабанда", строго говоря, применимо только к незаконному перемещению наркотиков и других специфических товаров.

Что касается нарушений таможенного законодательства, то их меньше не становится. Ежедневно таможенные органы возбуждают 200 дел об административных правонарушениях в отношении предпринимателей и граждан. Некоторые пытаются "делать деньги" на здоровье своих сограждан. За прошлый год мы пресекли более 600 попыток ввоза радиационно опасных объектов. Из них больше половины связано с товарами и транспортными средствами, загрязненными радионуклидами в результате аварии на АЭС "Фукусима-1".

- Почему вообще так живуч в России контрафакт, почему эти товары не уничтожают?

Андрей Бельянинов: Потому что такого механизма до сих пор не разработано. Нигде не прописано, кто и как должен уничтожать контрафакт. Во всем мире его уничтожают, а мы везем его в детские дома, дома для престарелых. А ведь таким образом контрафакт остается в обороте и достигает цели - доходит до потребителя, продолжает убивать нашу легкую промышленность - ткацкую, швейную, кожевенно-обувную. На мой взгляд, старикам и сиротам нужно помогать по-другому, а контрафакт после судебного решения обязательно уничтожать.

- Какие кроме контрабанды и контрафакта появились новые угрозы в сфере внешней торговли?

Андрей Бельянинов: Проблема, которую многие пока недооценивают, это интернет-торговля. Сейчас посредством Интернета в страну доставляют большие товарные партии. Это стало серьезным бизнесом. Товары оформляются на подставных физических лиц. Созданы базы паспортных данных. То есть образовались некие новые виртуальные "челноки", действующие в обход таможенных правил и пошлин. За виртуальные поставки, которые растут как снежный ком, идут виртуальные расчеты. И как правило не через банки. Соответственно не платятся ни налоги, ни таможенные пошлины. За 2012 год не управляемая и не регулируемая интернет-торговля возросла в разы. На текущий год прогноз еще более настораживающий. Поэтому здесь необходимы системные меры. Мы готовы их предложить. Делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя.

- Таможня начала готовиться к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи?

Андрей Бельянинов: Провели учения. Оценили уровень сложности. По предварительным оценкам, нам надо будет оформить до нескольких тысяч человек участников Олимпиады только за один день. Планируем выделить дополнительные зоны контроля. Возможные сложности в таможенном оформлении специального спортивного снаряжения тоже учли. Опять же потренируемся в этом году на Универсиаде в Казани.

- А о каких инициативах таможня объявит бизнесу в 2013 году?

Андрей Бельянинов: В мае мы начинаем эксперимент по автоматическому выпуску товаров, то есть без личного участия таможенников. Несколько лет назад это показалось бы утопией. Сегодня - реальность. И все благодаря развитию электронного информационного обмена. Инспектор при этом не принимает участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товаров. В перспективе развитие интернет-технологий позволит вообще отказаться от необходимости личного визита на таможенный пост.

- Вы - доктор экономических наук, наверняка формулируете проблемы, которые стоят перед экономикой, влияют на ее рост или замедление?

Андрей Бельянинов: Да, таможня дает много материала для экономического анализа. Возьмем ситуацию с яхтами, лодочными моторами, прицепами. Новые русские не стали меньше ходить на яхтах, но места их стоянок - марины - находятся за рубежом. Разве нельзя в стране обеспечить им достойное обслуживание? Можно. Вместо этого на них оформляется временный ввоз и вывоз. Если отменить пошлины, уверен, что государство получило бы в результате больше, собрав внутренние налоги с бизнеса, который обслуживал бы эту технику. Очень много правильных решений было принято относительно рыбных промыслов. Но опять-таки весь сервис по судоремонту, по переработке рыбы - он оказался за пределами России. Целые отрасли оказались убиты, отданы на сторону в результате того, что экономический эффект от введенных мер тарифного регулирования остается не оценен. А те, кто должен это делать, либо делают вид, что ничего не происходит, либо кивают в сторону таможни.

- Многие с интересом следили за конным походом "Москва - Париж", организованном под эгидой ФТС России и посвященном победе России над Наполеоном в 1812 году? Чем он стал для вас лично?

Андрей Бельянинов: Мой хороший товарищ Павел Мощалков занимается спасением и разведением уникальной донской породы лошадей. В одну из наших встреч он предложил организовать поход через шесть стран Европы, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения этой уникальной породы. А в результате эту сугубо частную инициативу поддержало государство.

Состоявшийся конный поход не ставил перед собой никаких политических или экономических задач. Его цель - привлечь внимание, в особенности молодежи, к нашей истории и культуре. А патриотизму нам нужно учиться у тех же донских казаков. Интересный факт: из экспедиционного корпуса, дошедшего до Парижа, 40 тысяч солдат из крепостных остались во Франции, а все казаки вернулись.

- А над кадетскими корпусами таможенники будут шефствовать? Об этом сейчас много разговоров.

Андрей Бельянинов: Если бы таможенной службе передали хотя бы один кадетский корпус, то у нас хватило бы и сил, и возможностей для заботы о ребятах. Надеюсь, что благодаря этой публикации нас услышат и поддержат.

Цитата

Андрей Бельянинов: Сегодня мы знаем ответ, какой должна быть таможня. Правительство утвердило Стратегию развития таможенной службы до 2020 г. Там цели и конкретные меры указаны. Через пару месяцев мы представим детальный, пошаговый план их реализации. Наша стратегия и "дорожная карта" по совершенствованию таможенного администрирования, разработанная Агентством стратегических инициатив, имеют общую цель - развитие экономики страны.

Фоторепортаж