Новости

01.02.2013 00:20
Рубрика: Происшествия

Ту-204 идет на допрос

Следствие о катастрофе в аэропорту Внуково дошло до чиновников
Вчера Следственный комитет РФ развеял иллюзию, что разбор полетов с неудачной посадкой самолета Ту-204 RA-64047, принадлежащего авиакомпании Red Wings, закончен.

Как заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, следственными органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте намерены допросить чиновников Минтранса. Продолжается расследование уголовного дела по факту авиационного происшествия. Дело возбуждено по части 3 статьи 263 УК - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта". Если в аварии погибло больше двух человек - то для виновных это срок до семи лет лишения свободы.

Напомним, что трагедия случилась накануне Нового года. Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings совершил аварийную посадку в аэропорту Внуково и выехал за пределы аэропорта на Киевское шоссе. Совершенная случайность, что никто из проезжавших в этот момент автомобилистов и их пассажиров не погиб.

На борту самолета было 8 членов экипажа, в том числе сотрудники авиакомпании. Четыре человека погибли в день происшествия. Позже в больнице скончалась еще одна бортпроводница. Первыми начали спасать людей в самолете именно водители.

Маркин говорит, что несмотря на заявления средств массовой информации о том, что причины аварии ясны, говорить об окончательных выводах еще рано.

Да, Комиссия Межгосударственного авиационного комитета провела свое расследование и сделала заключение. Но этого не достаточно для того, чтобы поставить точку в расследовании и сделать окончательные выводы о причинах трагедии, а тем более о виновности тех или иных лиц. Поэтому данные МАК следствие, конечно, учтет, но помимо этого запланировано проведение большого объема следственных действий, в их числе и комплексная экспертиза.

Для ее проведения Следственный комитет планирует привлечь специалистов, принимавших участие в разработке, летных испытаниях и вводе в эксплуатацию этого типа воздушного судна.

Помимо установления технических причин катастрофы следствие считает необходимым выяснить, насколько своевременным, достаточным и эффективным был контроль за эксплуатацией воздушного судна, а также адекватность мер, принятых после происшествия.

В частности, следствие интересует, насколько обоснованно не было принято решение о приостановлении эксплуатации воздушных судов данного типа, отзыве лицензии эксплуатанта.

С этой целью в ближайшее время будут допрошены должностные лица, в том числе министерства транспорта России.

Маркин говорит, что есть много вопросов и к авиакомпании, которая эксплуатировала самолет.

Сейчас следователями собирается необходимая для работы информация. Так нужны данные о работе этой компании. И параллельно выясняется, как ее сотрудниками соблюдались необходимые регламенты технического обслуживания воздушного судна.

В Следственном комитете напоминают, что случай во Внуково - не первое подобное происшествие с самолетами этой компании. 5 ноября прошлого года принадлежащий ей Ту-204 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы во время посадки в аэропорту Екатеринбурга Кольцово. 20 декабря 2012 года принадлежащий этой же компании Ту-204 также выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Новосибирска. Спустя несколько дней на этом же самолете не сработал реверс одного из двигателей.

Тогда, к счастью, никто не пострадал.

Недавно журналисты все-таки нашли одного водителя, который пострадал на Киевском шоссе, когда на него вылетел самолет. Зовут водителя Георгий Жиденко. Представители авиакомпании и страховые агенты уже навестили его в больнице и пообещали компенсацию.

Сумма ее пока не установлена. Но в нее должны войти затраты на лечение и моральный вред, а также стоимость автомобиля, который не подлежит восстановлению.

Пострадавший - заслуженный инженер, заведующий лабораторией Академии нефти и газа им. Губкина, до сих пор находится на лечении. Медики говорят, что восстановление после перелома шейных позвонков может занять несколько месяцев. В его "Вольво" ударило оторвавшееся колесо самолета.

Фоторепортаж
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Комментарий

Сотрудники Минтранса готовы ответить на все вопросы Следственного комитета, заявили "РГ" в пресс-службе ведомства. Но детали возможных ответов раскрывать не стали. А в Росавиации отметили, что полностью выполнили директивы по летной годности самолетов Ту-204, которые им дал по ходу расследования причин катастрофы во Внуково Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Самолет, напомним, в конце декабря выкатился за взлетную полосу, есть погибшие.

Приостанавливать полеты конкретного вида самолета может  конструкторское бюро, если выявит технические или конструктивные недостатки. Также есть полномочия у МАК, как органа выдавшего сертификат типа самолета, дающий право использовать его отечественным перевозчикам. Росавиация же обладает полномочиями вывести из эксплуатации только одно конкретное воздушное судно, то есть приостановить сертификат его летной годности, пояснили в Росавиации.  В свою очередь Ространснадзор  обладает правом о выдаче предписания на приостановку парка как одной авиакомпании, так и нескольких, где летают на однотипных самолетах. Но только после окончательных выводов МАК о причинах катастрофы, пояснили "РГ" в Ространснадзоре. Пока же никто не берет на себя ответственность однозначно сказать, что послужило причиной катастрофы с Ту-204, и у Ространснадзора нет неоспоримых оснований для остановки всего парка судов, констатировали в ведомстве.

Приостановка эксплуатации самолетов одного типа целесообразна, если выявлены их явные конструктивные или производственные дефекты, подтвердил "РГ" глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Предварительные результаты МАК о катастрофе пока не дают оснований утверждать, что именно явные конструктивные или производственные дефекты стали причиной катастрофы, считает он. Но незадолго до катастрофы по итогам данных эксплуатации Ту-204 и Ту-214 транспортными властями были направлены предписания по увеличению частоты обслуживания концевых стоек шасси. Конструкторскому бюро производителя  поручено разработать набор мер по повышению надежности этих систем, отметил эксперт. Письмо Ространснадзора авиапроизводителям есть в распоряжение "РГ". В нем идет речь о настоятельных рекомендациях по доработке систем уборки-выпуска шасси, управления поворотом передней опоры шасси, тормозной системой самолета. Представители службы даже определили дату, до которой они ждут предложений или доклад о принятых решения, направленных на улучшение систем самолета. Это первое февраля. На момент написания статьи ответа от производителей в Ространснадзор не поступило.

Эксперты рынка авиапрома утверждают, что система управления на данном типе самолета не нова и не всегда есть уверенность в поставщиках комплектующих. Говорят они и о том, что до касания с полосой в целях безопасности нельзя включать и реверс, и другие системы, в том числе и щетки (от слова щеток), которые сбрасывают скорость, пояснил Пантелеев. Для исключения такой ситуации на стойках шасси устанавливают датчики, которые подают сигнал, что колесо соприкоснулось с землей. Если колесо висит в воздухе, то имеет свободный ход, то есть крутиться и вперед, и назад. После касания с землей под весом самолета оно начинает крутиться в одну сторону и концевые стойки шасси сжимаются. Это становится сигналом для автоматики, что колеса коснулись земли и можно включать систему торможения, пояснил он. Как следует из предварительных выводов МАК, одновременного обжатия двух стоек на Ту-204 не произошло, и автоматика самолета не задействовала систему торможения, напомнил Пантелеев. В этой нештатной ситуации экипаж должен был в ручном режиме гасить скорость, и только после этого задействовать системы реверса. Но в течение нескольких секунд продолжались попытки снова и снова включить реверс, что послужило еще большему разгону самолета, напомнил Пантелеев. Возможно, если бы в салоне самолета были пассажиры, и давление на концевые стойки было больше, то посадка прошла бы в штатном режиме, утверждают другие эксперты. Интересно, что по их утверждению заход на посадку проходил с превышением скорости.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Происшествия Правосудие Следствие Правительство Следственный комитет Правительство Минтранс Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Расследование аварии Ту-204 во Внуково Авиабезопасность