Новости

01.02.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Бизнес без навара

Больше всего убыточных компаний на транспорте, в энергетике и в коммуналке
Больше четверти российских предприятий понесли в прошлом году убытки. Таких с января по ноябрь 2012 года оказалось 26,3 процента, зафиксировала Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Правда, из года в год доля неприбыльного бизнеса снижается. В 2011 году в убыток сработали почти 29 процентов предприятий, в 2010 и 2009 годах - еще больше. Но на опасном уровне находятся и последние цифры, предупреждают эксперты "РГ".

Наибольшая доля убыточных предприятий сосредоточена в сфере сухопутного транспорта (за исключением железных дорог) - 48,9 процента. На втором месте - производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (46,7 процента), на третьем - управление эксплуатацией жилого фонда (36,3 процента).

Убыточных предприятий в стране очень много, комментирует вице-президент "Деловой России" Александр Осипов. "Особенно - для российской экономики, которая отличается вязкой и нединамичной предпринимательской средой", - подчеркнул он. Часть убыточных компаний обязательно выпадет из бизнеса, уверен эксперт. А это ведет к снижению предложения на рынке, росту цен, подъему безработицы. Сказывается на инвестпривлекательности России, тормозит экономический рост. Причем в первую очередь убыточность характерна для бизнеса, который должен являться локомотивом экономики - малых и средних предприятий, подчеркивает Осипов. Но у этого сегмента, по данным Росстата, чрезвычайно низкая рентабельность - на уровне 2,5-6 процентов. И если не предпринимать никаких шагов, убыточных предприятий будет становиться больше.

Что надо делать? Во-первых, кардинально упростить условия для инвестиционной деятельности. "Нужна доступность кредитов с точки зрения процентных ставок, сроков погашения и больший размер льгот для предпринимателей, которые развивают, модернизируют предприятия, осваивают новые рынки", - предложил Осипов. Необходимо заняться субсидированием деятельности малого и среднего бизнеса. "Нет ничего страшного в том, что появится, например, несколько производителей или экспортеров одного и того же товара. Опыт многих стран как раз говорит о том, что рост конкуренции в той или иной области бизнеса приводит лишь к снижению цен и росту сервисных услуг", - пояснил он.

Экономика Макроэкономика