Однако в ФГУП "Почта России" знают, что на деле трудности американских коллег сказываются на доставке корреспонденции, в том числе в нашу страну. И в первую очередь потому, что, экономя на всем, служба USPS выбирает более экономичные маршруты доставки отправлений в Россию - через третьи страны. Поэтому трудный для американцев 2012 год обернулся для нас запоздалой доставкой посылок из США. К примеру, посылки, посланные из США через Европу и Японию, задерживались на 1-2 месяца. А отправления через Стамбул часто застревали в транзитной зоне, где выявлялось их несоответствие сопровождающим документам.
"Почта России" все же надеется, что на скорости международных почтовых отправлений из США урезание финансов службы USPS скажется несильно. При этом остро встают вопросы модернизации российского федерального оператора, поскольку, как отметил гендиректор предприятия Александр Киселев в интервью Financial Times, объемы почтовых услуг продолжают расти, и в следующем году почта уже может не справиться со своими задачами без новых капиталовложений.
Конкретно речь идет о том, что расстояния, которые приходится преодолевать почтовикам, в России втрое больше, чем в Америке, однако американская почта использует 260 тысяч почтовых фургонов, у "Почты России" их всего 18 тысяч. Встает вопрос о приобретении, по меньшей мере, еще 30 тысяч автомобилей для обновления парка. Но самая дорогая часть плана модернизации- это строительство сети из минимум 36 автоматизированных сортировочных центров. Пока их в России только два, еще один строится и два проектируются.
По оценке Киселева, наиболее капиталоемкий этап модернизации в целом потребует около 200 млрд рублей.
Ситуация с американской почтовой службой USPS показала определяющую роль государственной поддержки. Как полагает аналитик Фонда "Благосостояние" Эльдар Вагабов, "поскольку на USPS возложена огромная социальная миссия, то ее работу приостановить не представляется возможным. В этой связи единственным выходом у правительства США остается субсидирование убыточного предприятия либо методами прямой, либо косвенной поддержки".
Ему вторит независимый инвестиционный аналитик Никита Беллер: "До банкротства и расформирования USPS дело, конечно же, не дойдет: в условиях надвигающейся второй волны экономической рецессии заключение контракта с частной почтовой компанией вместо государственного оператора - далеко не самый оправданный шаг, - уверен он. - Зато без диверсификации (в том числе - и пресловутой доставки алкоголя) не обойтись, тем более что именно ввод дополнительных услуг, возможно, позволил российскому аналогу USPS, "Почте России", удержаться на плаву во время спада 2008-2009 годов".
Аналогично можно смотреть на ситуацию в нашей стране, где почтовая служба - один из немногих оставшихся от советских времен институтов с ключевой ролью в жизни страны, раскинувшейся на девять часовых поясов. Кстати, зарубежные аналитики почти единодушно исключают почтовый дефолт в России, видят перспективность развития национального оператора. В конце 2011 года агентство Fitch присвоило ФГУП "Почта России" рейтинг BBB, свидетельствующий о "достаточном уровне кредитоспособности". То есть почту признают одной из четырех российских компаний с наиболее высоким рейтингом - наравне с "Газпромом", "Российскими железными дорогами" и нефтяной компанией "Роснефть".
Понимание необходимости кардинальных мер в условиях глобального почтового кризиса доминирует и внутри страны. "Государство должно оказывать поддержку модернизации российской почты, - говорит первый заместитель Комитета Госдумы по СМИ Андрей Туманов. - Мы не можем уничтожать единое почтовое пространство страны. Думается, власть должна в противовес финансовому кризису поддержать идею создания Почтового банка и акционирования предприятия ФГУП "Почта России". Модернизация предприятия должна быть поставлена на долгосрочную основу в соответствии со стратегией развития ФГУП на 2012-2016 годы", - резюмирует парламентарий.
Конечно, споры о путях модернизации "Почты России" будут продолжены, и очевидно, что нуждается в корректировке одобренный правительством в прошлом году 10-летний план по переходу к информационному обществу, не предусмотревший инвестиций в почту. В этом отношении скандал с американской почтовой службой USPS служит не только катализатором, но и указателем, каких ошибок должно избежать государство для сохранения единого общенационального пространства и повышения эффективности почтовых услуг.