Но за неукоснительным исполнением надо постоянно следить, чем среди прочего и занимаются стюардессы и стюарды. Это их прямая обязанность. Что касается агрессивных пассажиров, то в правилах ИКАО вполне определенно сказано, что эти лица представляют собой потенциальную угрозу жизни, как попутчикам, так и членам экипажа, а поэтому их нельзя допускать на борт самолета.
Это, скажем так, общее положение. Что предпринимать конкретно, решает для себя каждая авиакомпания. За общую безопасность полета отвечает командир корабля, он и принимает решения по ее обеспечению.
- Мне запомнился такой эпизод, - рассказывает пилот "Эр Франс", отлетавший не одну сотню тысяч километров, и до недавнего времени директор авиационного музея Ле Бурже, Жерар Фельдзер. - На рейсе Париж - Дакар в кабину управления "Аэробуса- 340", а я был его командиром, вломился пассажир с явным психическим расстройством. Делать было нечего: пришлось использовать силу. Навалились, связали, а после сдали властям, совершив для этого незапланированную посадку в Бордо. После экспертизы этого человека определили в клинику для душевнобольных.
Конечно, подобные ЧП - редкость. Хотя проблем с неадекватным поведением пассажиров на рейсах "Эр Франс", как, впрочем, и других компаний, хватает. Подсчитано, что в год на борту лайнеров французского авиаперевозчика происходит в среднем 1400 разных инцидентов, о которых сообщается руководству. Два с лишним десятка приводят к жалобам в судебные инстанции.
Больше всего французам запомнился случай, произошедший несколько лет назад, ибо действующим лицом его был известный тогда в стране телеведущий Жан-Люк Деларю. На борту "Эр Франс", следовавшего по маршруту Париж - Йоханнесбург, он решил расслабиться. То и дело прикладывался к бутылке, глотал какие-то таблетки, а затем стал приставать к женщинам. Когда стюардесса попыталась его урезонить, стал хватать ее за разные места, а затем решил пробиться в кабину пилотов. Стюарда, преградившего ему путь, укусил за руку, после чего экипаж поступил с ним так же, как выше поведал Жерар Фельдзер.
Надели наручники, а они являются частью бортового снаряжения, привязали к креслу. Понятно, что планы "телезвезды" отдохнуть в Южной Африке пошли насмарку. Бортпроводники подали на Деларю иск с обвинениями в насилии, попытках помешать воздушному сообщению, что по совокупности грозило пятилетним тюремным сроком и крупным штрафом. Однако он подключил опытных адвокатов. Те, судя по всему, за немалые отступные, уговорили истцов отозвать жалобы. Правда, суд над телеведущим состоялся. Он принес публичные извинения и в итоге отделался легким испугом: его приговорили к нескольким дням общественных работ и к прослушиванию курса лекций о нормах поведения граждан.
По словам Жерара Фельдзера, на борту лайнеров "Эр Франс" нет сотрудников безопасности. Но все члены экипажа проходят специальные курсы, в ходе которых их обучают, как выявлять психически неуравновешенных пассажиров, не говоря уж о тех, кто склонен к злоупотреблению горячительными напитками. Им также рассказывают об особенностях поведения лиц разных национальностей в разных ситуациях. Причем каждый год летный персонал собирают на семинары, длящиеся день-два, которые посвящаются вопросам безопасности. Разбираются наиболее громкие инциденты, анализируется поведение экипажа, даются советы на будущее.
Какие санкции применяются к пассажирам, устраивающим дебош на борту? Все зависит от тяжести проступков. Наиболее распространенная мера - внесение в "черный список" лиц, которым заказан доступ на лайнеры компании.
В более серьезных случаях, когда дело передается в полицию, наказание может быть в виде тюремного заключения сроком до пяти лет и штрафа во многие десятки тысяч евро.