Валерий Корж, глава департамента условий и охраны труда Минтруда:
- Речь идет о введении дифференцированного подхода для предприятий некоторых видов деятельности, а вовсе не об отмене оценки условий труда на рабочих местах, как пишут некоторые СМИ.
Такие поправки в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подготовлены в связи с многочисленными обращениями работодателей.
Но уточним - первичная аттестация должна быть проведена везде без исключения: на микро-, малых, крупных предприятиях, на производстве и в офисах. Там, где безопасность рабочих мест будет подтверждена, делать переаттестацию через пять лет не понадобится. В следующий раз она там должна будет состояться в том случае, если работники или их представители обратятся с просьбой об этом к работодателю или в контролирующий орган - инспекцию по труду, к примеру. А такой сценарий возможен лишь в непроизводственной сфере. И то, если меняется оборудование, сущность труда работников или появляются другие обстоятельства.
Для крупных промышленных предприятий и для сложных технически насыщенных производств ничего не изменится.
Почему предлагаются такие поправки? Сейчас существует единый унифицированный стандарт и порядок аттестации рабочих мест, одинаковый и для шахты, и для металлургического предприятия, и для офиса. И это не совсем отвечает реалиям времени. В офисах по определению нет полного набора вредных факторов, поэтому для них и предусматривается некое сокращение процедуры аттестации и расходов на нее. Тем более что цена вопроса вполне существенна. Аттестация одного офисного рабочего места стоит в среднем от 300 до 1000 рублей. На промышленном предприятии суммы выше - от 3 до 5 тысяч за рабочее место, но от работодателя не требуется аттестовать все места одномоментно.
Впрочем, допускается, что и в офисе могут быть не очень хорошие условия труда, помещение может оказаться сырым, темным, перегруженным офисной техникой. Но это не значит, что работодатель не должен будет устранять эти факторы и что ему не придется проходить повторную аттестацию - обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий труда никто не отменяет. На предприятии должна быть служба охраны труда, которая занимается устранением вредных факторов, или работодатель должен привлечь ее по аутсорсингу, если такой структуры нет.
Более того, напомню: если работники считают, что у них небезопасные условия труда, они и сейчас могут пожаловаться в инспекцию по труду или Роспотребнадзор. Ведомства должны будут организовать проверку, провести экспертизы, сделать выводы об условиях труда на каждом рабочем месте и выписать работодателю необходимые предписания об устранении нарушений.
Давид Кришталь, зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России:
- Проект постановления исключает из оценки условий труда рабочие места, не оснащенные оборудованием, машинами, механизмами, транспортными средствами, если трудовая функция занятых на них работников не предусматривает их эксплуатацию и ремонт.
Но при этом не учитывается, что развитие экономики предполагает масштабное обновление технологий, производственных мощностей и основных фондов. Например, только в 2010 году коэффициент обновления основных фондов в сфере оптовой и розничной торговли составил 6,4 процента, финансовой деятельности - 7,8 процента, в госуправлении - 7,5 процента, здравоохранении - 4,6 процента. При таких темпах необходимо сохранить обязательную периодическую оценку условий труда. Иначе исчезает механизм гарантирования их безопасности и нарушается право работника на получение достоверной информации об условиях труда на рабочем месте, предусмотренное Трудовым кодексом.
Также по проекту документа на рабочих местах, где условия труда признаны безопасными, оптимальными или допустимыми, не проводится повторная аттестация. Но, по нашему мнению, нельзя отказываться от периодического подтверждения соответствия условий труда государственным требованиям. Во-первых, при использовании технических средств производства и защиты со временем изменяются их технические характеристики, которые могут привести к ухудшению условий труда. Во-вторых, за пятилетний срок действия результатов аттестации происходят изменения в нормативной правовой базе по охране труда. В-третьих, на рабочих местах с допустимыми условиями труда в течение 5 лет может произойти ухудшение условий .
Кроме того, проект приказа содержит требования, нарушающие периодичность проведения аттестации и на рабочих местах с вредными условиями труда. В нем указано, что если на рабочих местах аттестацией установлены вредные или опасные условия труда, следующая аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Но срок ее проведения отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. А в этом случае периодичность проведения аттестации всегда будет реже одного раза в пять лет. Например, организация начала аттестацию в январе 2012 года и закончила в декабре того же года, тогда повторную аттестацию необходимо начать в декабре 2017 года - через 6 лет. А если аттестация в крупной организации растянется на 5 лет, то ее периодичность составит один раз в 10 лет. Мы считаем, что проект приказа нуждается в доработке.