Закон об обязательном страховании ответственности перевозчика и порядке возмещения вреда потерпевшему на метрополитене вступил в силу 1 января этого года. Но из-за активного противодействия транспортников тарифы и ряд других необходимых для запуска закона постановлений были приняты правительством в последних числах декабря минувшего года. В итоге страховщики не успели к положенному сроку получить в ФСФР необходимые лицензии и сформировать профобъединение, которое будет держателем компенсационного фонда. Теперь же, после выполнения технических процедур, около 500 тыс. перевозчиков обязаны будут купить страховку с лимитом выплат из расчета 2 млн руб. за гибель пассажира. По количеству потенциальных покупателей обязательной страховки - это второй после ОСАГО рынок в стране. В ОПО у страховщиков в теории 350 тыс. клиентов, однако полного охвата страхованием там пока добиться не удалось.
По оценке президента НССО Андрея Юрьева, годовые сборы по страхованию ответственности перевозчиков составят 5-6 млрд руб. Изначально же прогнозы были другими: в первой редакции проекта постановления по тарифам, разработанного минфином, ожидаемый объем сборов оценивался в сумму от 12 до 16 млрд руб., на сегодняшний день эксперты оценивают размеры сборов в 5-8 млрд руб.
Новый закон не следует воспринимать как подарок для страхового сообщества, считает гендиректор СГ "Межрегионгарант" Евгений Потапов. Он уверен, что такое страхование будет не слишком лакомым куском для страховщиков. Скорее всего, сложится ситуация, аналогичная ОСАГО: в первые год-два убыточность будет низкой, затем начнет расти и к третьему-четвертому году достигнет своего максимума. Хорошо, если бы этот максимум позволял страховщикам выходить в ноль, а не нести убытки.
"Драки за рынок в любом случае будут, - полагает замглавы "Эксперт РА" Павел Самиев, - даже независимо от того, будет ли он рентабелен сразу или нет. Страховые компании сейчас гонятся прежде всего не за прибылью, а за объемами с прицелом на будущее. Больше шансов у нынешних лидеров по КАСКО и ОСАГО.
По словам А. Юрьева, лицензии уже выданы 19 компаниям. На сегодняшний день в НССО 69 членов. В конечном итоге на рынке обязательного страхования ответственности перевозчиков скорей всего будут работать 75-80 игроков.
Новый закон запрещает перевозку людей без обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В законе установлены максимальные пределы страховых выплат. За смерть человека страховая компания должна будет выплатить не менее 2,025 млн руб., за причинение тяжкого вреда здоровью - не менее 2 млн руб., за испорченное имущество - не менее 23 тыс. руб.
Конкретная стоимость травмы рассчитывается в процентах от этой суммы. Самым дешевым повреждением считается ушиб - его оценили в 2 тыс. руб., потеря 2-3 зубов стоит 100 тыс. руб., двойной перелом одной челюсти или травматический шок - 200 тыс. руб., перелом голени - 240 тыс. руб., вывих плеча - 300 тыс. руб., потеря кисти - 700 тыс. руб. и так далее. Если поездка на общественном транспорте закончилась несколькими травмами разного характера, то выплаты будут суммироваться.
Транспортные компании обязаны заключать договор обязательного страхования не менее чем на год - кроме компаний, занимающихся внутренним водным транспортом (им разрешили страховаться на срок навигации, а она имеет сезонный характер). Кстати, закон предусматривает отказ в выплате пострадавшему, если он пострадал умышленно. Форс-мажор и обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, войны) поводом для выплаты также не считаются.
Штрафы за отсутствие страховки вступают в силу с 1 апреля. На должностных лиц - в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (для сравнения, в ОПО - от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.), на юрлиц - от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. (в ОПО - от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.). И, оглядываясь на прошлогодний опыт страхования опасных объектов, мы понимаем, что основная доля страхователей придет заключать договоры только в конце марта.