Владимир Ильичев, директор департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
- Что самое сложное в этих рекомендациях? Можете пошагово их прокомментировать?
- Пошаговые инструкции здесь невозможны. Каждый раз мы имеем дело с рынком новых товаров, разными условиями функционирования конкретных предприятий, отраслей. Поэтому, начиная заниматься защитными мерами, надо начинать с установления объективных критериев установления ущерба. В разных отраслях ущерб опять же может наступать в совершенно разных ситуациях. Есть случаи в сложных машиностроительных отраслях, когда, например, прокатных станов импортируется за 10 лет всего пять штук. Казалось бы, единицы. Но вот импортеры привезли эти пять штук, а завод, который расположен на территории ТС, все следующие 10 лет работать не будет. В каких-то отраслях 10-процентный рост импорта - это вообще ничто, а в каких-то конец производству. Есть отрасли, в которых объемы импорта колоссальные.
Кроме того, информация, которая должна приводиться в заявлениях, не является исчерпывающей, а может быть расширена по желанию заявителей. При необходимости мы также вправе запросить и дополнительные данные.
- То есть, получается, подготовить заявление - это провести собственное предварительное расследование?
- Ну, обычное заявление занимает небольшую отдельную папочку, а вот документы по итогам расследования - это порядка сотни или больше папок. Сегодня мы ведем антидемпинговое расследование по коммерческим автомобилям весом до 3,5 тонны. Так вот одна из компаний прислала документы на 57 томов.
- Какой эффект от введенных мер наступает для рынка при доказанном демпинге?
- Первая антидемпинговая пошлина в ТС введена сроком на пять лет по стальному прокату с полимерными покрытиями китайского производства. Объем продаж этой отрасли на общем рынке приблизительно составляет миллиард долларов в год. По нашим оценкам, эта мера расширит рынок для производителей ТС на несколько сот миллионов долларов в год. В некоторых случаях антидемпинговая пошлина может быть очень высокой и полностью закрывать рынок. Это один из долгоиграющих механизмов защиты от иностранной конкуренции.
- В чем особенности специальных защитных мер?
- Для введения специальных защитных мер в соответствии с правилами ВТО необходимо представлять доказательства "непредвиденных обстоятельств", которые существенно и неожиданно изменили ситуацию на рынке. То есть не только установить факт роста импорта, но и то, что этот рост был резким и внезапным. В начале 2000-х годов в мире шла так называемая стальная война, вводились специальные защитные меры по стали в США, Европе, Канаде. В качестве непредвиденного обстоятельства использовался факт кризиса 1998 года.
Сейчас мы ведем специальное защитное расследование в отношении посуды из фарфора. Объем импорта фарфоровой столовой и кухонной посуды в страны ТС за три года (2009-2011 годы) вырос по отношению к объемам производства такой же посуды в ТС на 189,4%. Это действительно резкий рост импорта. Насколько он был непредвиденным? Сейчас как раз по поводу таких обстоятельств собираем данные. О большем пока сказать не могу. Расследование вещь конфиденциальная, обоснования нашей защиты могут быть использованы против нас же.
- Сколько времени уходит на стандартные процедуры расследования?
- Есть решение комиссии коллегии ЕЭК, которое определяет сроки проведения расследований и принятия решений. Специальное защитное расследование должно завершаться в течение девяти месяцев, но может быть продлено на 3 месяца. Норма по антидемпинговым и компенсационным - 12 месяцев с возможным полугодичным продлением.
Первая введенная в ТС антидемпинговая пошлина в отношении китайского стального проката с полимерным покрытием потребовала 14-месячного расследования. Понятно, это достаточно долгий срок. Поэтому в ближайшем будущем в случаях, когда для этого есть основания, мы будем предлагать вводить предварительные защитные меры еще на этапе проведения расследования.
- Такой опыт уже есть?
- Да. Накануне 2013 года ЕЭК впервые приняла решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины на китайские чугунные эмалированные ванны и предварительной специальной защитной пошлины на зерноуборочные комбайны и их модули. Пошлина на ванны в размере 51,87% от таможенной стоимости будет действовать 4 месяца. Это первая предварительная антидемпинговая мера, применяемая на российском рынке с 2002 года.
Предварительная специальная защитная пошлина на зерноуборочные комбайны и их модули в размере 27,5% от таможенной стоимости будет действовать до 5 июля 2013 года включительно, пока не завершится расследование и не будет принято решение об установлении окончательной защитной меры. При расследовании специалисты выявили критические обстоятельства - резкий рост импорта и причиняемый им ущерб отрасли экономики ТС. Если за 2009-2011 годы импорт зерноуборочных комбайнов в страны ТС вырос на 19,9%, то в первом полугодии 2012 года по сравнению с первым полугодием 2011 года подскочил на 92,3%. В итоге производство комбайнов упало на 14,4%, продажи на 43,4%, а затоваренность на складах увеличились на 67,4%. Задержка введения специальной защитной меры привела бы к еще более серьезному ущербу, который трудно устранять впоследствии.
Вместе с тем отраслевые ведомства с настороженностью относятся к введению предварительных пошлин. Если по итогам расследования основания для введения пошлин не подтвердятся, деньги придется полностью возвращать компаниям, которые ввезли за это время товар.
- На недавнем Гайдаровском форуме большое внимание уделялось вопросам предсудебных и судебных процедур разрешения споров в ВТО, готовности к ним. Заметен всплеск такого рода "защитных" заявлений от бизнесменов ТС.
- Пока нет, но ожидаем в ближайшей перспективе. Бизнес все больше понимает, что возможности повышения тарифов в условиях ВТО очень ограничены. Поэтому проявляет большой интерес к информации, которую мы подготовили о том, как в рамках требований ВТО следует инициировать расследования и обоснованно вводить меры защиты рынка.
- Для каких отраслей более всего сегодня актуальны защитные расследования?
- Если говорить про отечественный рынок, то в России тоже до сих пор защитными мерами пользовались больше металлурги и трубники. Но сейчас к нам обращаются компании - производители потребительских товаров самого разного назначения.
- А какие, к примеру, факторы стали решающими при открытии антидемпингового расследования в отношении китайских эмалированных ванн?
- Необходимо наличие ряда факторов. Во-первых, демпинговой маржи. Во-вторых, причинение материального ущерба и вытеснение с рынка производителей стран ТС.
С 2009 по 2011 годы импорт чугунных ванн из КНР в ТС увеличился на 48,4%. А демпинговая маржа за 2011 год для поставщиков китайских ванн превысила 50%. На этом фоне объемы производства и реализации продукции производителей в государствах - членах ТС упали на четверть, а доля выпущенного товара на 17,3 процентных пункта. Убытки от продаж, напротив, выросли в 4,8 раза. Да и темп роста цены китайских производителей был ниже темпов роста цен производителей ТС. В итоге разрыв между импортной ценой из КНР и ценой товара, произведенного в ТС, резко увеличился.
Сегодня мы расследуем 9 дел: 5 антидемпинговых и 4 спецзащитных. Они затрагивают широкий перечень товаров от химических тканей для изготовления спецодежды до легких коммерческих автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Практика показывает, что компании из разных стран ТС объединяются и достаточно успешно отстаивают совместные интересы. Наметилась тенденция к созданию бизнес-ассоциаций производителей ТС. Такие объединения уже есть у аграриев, представителей трубной промышленности, пищевых отраслей. Нам это на руку: компаниям в рамках ассоциации проще собрать данные от нужного числа участников рынка, дать более объективную картину.
- Расскажите, а что из себя представляют компенсационные меры?
- Компенсационных мер в России сегодня не применяется, и в ТС нет ни одного подобного расследования. Но американские органы власти в последние годы активно используют компенсационные меры против Китая. Компенсационная мера применяется в виде компенсационной пошлины на таможне, выплачивается дополнительно к таможенной пошлине. Для того чтобы ее ввести, надо доказать наличие субсидий, их специфику, что не так просто.
- Действительно, каким путем доказать наличие "скрытых" субсидий. Только промышленным шпионажем?
- Информация может использоваться разная - от закрытых источников до документов ВТО, которые есть в открытом доступе на сайте. Достаточно использовать Интернет, чтобы понять, "где копать". Те же американские юристы, которые готовили заявления для американской промышленности по введению компенсационных мер в отношении Китая, все доказательства строили на открытых источниках, публикуемых китайскими госорганами. Самым простым вариантом считается запросить статистические данные в соответствующих ведомствах.
Субсидии, конечно, сегодня бывают разные, их камуфлируют под налоговые льготы, госгарантии, кредиты - и очень часто это закрытая информация. В российском случае в отношении компенсационных мер против прутков из Украины (это был 2000-й год) вся информация, полученная заявителями для начала расследования, содержалась в правовой базе и в отчете Счетной палаты о проведении экономического эксперимента в горно-металлургическом комплексе Украины. По сути, около 20 нормативных актов и стали доказательной базой для начала расследования. Во всех странах есть открытые нормативные базы, есть отчеты о выполнении бюджетов, есть отчетность самих компаний - акционерных обществ, в которых обычно публикуются данные о поступлении каких-либо субсидий. Так что доказать наличие субсидий хоть и непросто, но возможно.
- В рекомендациях, которые опубликованы на сайте ЕЭК, представлена сложная формула по расчету размера субсидий, которые заявитель должен предоставить в вашу комиссию, если намерен ходатайствовать о возбуждении компенсационного расследования. Если такие расчеты он не сможет сделать, то заявление вы не примете?
- Если у заявителя не будет конкретного расчета размера субсидии, но будут приближенные оценки, из которых мы поймем, что этим делом есть смысл заниматься, мы им займемся.
- А в каком случае есть смысл?
- По правилам ВТО, если субсидия ниже определенного уровня - меньше 1% от стоимости товара, то нет оснований и нет права на введение компенсационных мер. Но как раз в отношении расчета размера субсидий наше законодательство и ВТО позволяют начинать расследование без наличия такого жесткого фактора. То есть на этапе начала расследования допускается отсутствие точных расчетов размеров субсидии.
- В какую цену обходится для предпринимателей заявление для открытия расследования?
- Мы консультируем, принимаем заявления и проводим расследование абсолютно бесплатно. Каких-то регистрационных сборов тоже нет. При этом неподготовленное заявление мы принять не сможем. Поэтому компания может пойти и нанять юристов квалифицированных, дорогих, и это будет стоить одну сумму. Либо компания может использовать силы собственных сотрудников.
За год работы мы раза в два больше отклонили заявлений, чем приняли. Бывают случаи, когда фермеры, машиностроители, директора небольших заводов пишут письма на две странички и просят, чтобы их защитили, не понимая, о чем речь идет. Мы говорим: проанализируйте рынок, представьте конкретные данные и цифры, после этого мы готовы встретиться, обсудить, давать рекомендации более узкого характера. Собственно, для этого на сайте и появились методические рекомендации. Кстати, по чугунным ваннам у нас был достаточно позитивный опыт, когда люди из небольших компаний, придя к нам слабо подготовленными, в ходе самого расследования показали высокий уровень работы.
- А наши конкуренты в каких случаях будут подавать иски в орган по разрешению споров в ВТО?
- Будут или не будут иски, сказать сложно. С большей долей вероятности будут, если будут решения о введении защитных мер. У нас есть сейчас расследования, которые вызывают очень большое неудовольствие иностранных коллег. Например, специальное защитное расследование по зерноуборочным комбайнам. Американские и европейские производители не хотят, чтобы мы защищали этот рынок, и возражают не только против возможного применения защитных мер, но даже против факта проведения расследования. Мы это расследование еще не завершили. Однако при принятии решения будем учитывать мнения представителей европейского и американского бизнеса, представителей этих государств с точки зрения соответствия мер правилам ВТО.
- Есть противоречия между интересами российского, белорусского и казахского бизнеса? Как они решаются, если есть?
- Противоречия есть всегда, особенно с учетом разной структуры экономики, но в суд по нашим мерам пока не обращались. Вопросы применения защитных мер рассматриваются на консультационном комитете по торговле, где участвуют представители органов сторон и пока вполне конструктивно к этим спорам подходят, мы рассматриваем ситуацию именно с учетом общего рынка ТС.