04.02.2013 23:20
    Рубрика:

    Анатолий Голомолзин: Формируются индикаторы цены, близкие к рыночным

    ФАС россии и Минэнерго выпустили совместный приказ "Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках".

    Этот приказ направлен на то, чтобы обеспечить ликвидность торгов и условия для рыночного ценообразования в процессе биржевых торгов. В приказе, в частности, устанавливаются такие объемы продаваемого на бирже топлива, чтобы обеспечить условия рыночного ценообразования. А именно не менее 10% от объема поставки топлива на внутренний рынок. Мы полагаем, что в результате у рынка появляется такая система, в соответствии с которой и поставщики топлива, и его покупатели будут рассчитывать на рыночное ценообразование, а это в конечном итоге защитит интересы конечных покупателей топлива.

    Уже к концу 2012 года у нас начали формироваться те индикаторы цены, которые реально близки к тому, чтобы называть их рыночными. За это время биржевая торговля уже прошла существенную эволюцию в развитии, и сегодня мы торгуем на бирже 10 млн тонн нефтепродуктов. Причем значительно увеличилась возможность выбора продаваемых объемов топлива. В частности, за последний год снизился единичный размер лота. Количество участников биржевой торговли превышает тысячу, что означает, что этот инструмент стал массовым конкурентным механизмом формирования цены. Для нашего рынка с не очень хорошей, олигопольной структурой, при которой несколько игроков коллективно доминируют, это очень важно. Потому что цены в основном будут зависеть не от поведения крупных игроков, а от поведения значительного количества покупателей топлива.

    Кроме того, существенно улучшилась структура торгов. Раньше было очень много адресных сделок, когда формально сделки заключались на бирже, а фактически либо в рамках группы лиц, либо по договоренности. Была и проблемная ситуация, когда в одно время много топлива продавалось, в другое - его не доставало. Биржевой рынок могло лихорадить. Были и такие НПЗ, с которых не отпускались нефтепродукты. А на других торговля шла. Это создавало проблемы для одних региональных рынков и лучшую ситуацию для других. Сейчас многие из этих недостатков в рамках совместного приказа устраняются.