Так, есть четыре основных способа коммерциализировать блог: официальный, неофициальный, опосредованный и непосредственный.
Первый - это открытое размещение платных постов и баннеров у себя на странице. Можно иметь дело с разными заказчиками или заключить один-два контракта на серию публикаций. Коммерческие тексты и ссылки сопровождаются пометкой "На правах рекламы". Это возмущает определенную категорию читателей, но основная масса относится толерантно - понимает, что надо хоть как-то платить автору за контент, пусть даже просмотром рекламных блоков.
Второй способ - скрытая реклама, так называемая "джинса". Она может быть связана с продвижением брендов или конкретных товаров, сайтов, фильмов и прочего, а также с политикой. Плюсы этого способа в том, что скрытая реклама у заказчиков стоит дороже, чем прямая, а читателей не раздражают "лобовые" продажные тексты. Минусы - репутационные издержки. Редко кто умеет написать "джинсу" так, чтобы "не торчали уши". К тому же существует вполне реальная возможность разоблачения: почту организаторов политической кампании могут взломать и найти там имена и цифры. А некоторых блогеров от этого вида рекламы удерживают моральные соображения.
Опосредованный заработок заключается в продвижении себя как бренда. Если автор блога занимается еще какой-то деятельностью, кроме ведения ЖЖ, он может рассказывать о ней и таким образом привлекать аудиторию или работодателей. Писатель, например, старается вести журнал так, чтобы люди хотели покупать его книги, информирует о новых публикациях и творческих встречах. То есть он сам себе пресс-служба и бренд-менеджер, причем зачастую лучший, чем "среднеиздательский". Минус в том, что прямых денег с этого не получишь, это работа на популярность.
И, конечно, можно заниматься прямой продажей собственных товаров и услуг, но в чуть менее формальном стиле, чем это принято на сайтах фирм. Люди любят покупать "у своих", а блог дает ощущение этого "свойства" и эксклюзивности оказываемых услуг. Минус в том, что клиент находится уж слишком близко: если вы не добросовестны, спрятаться за "форму обратной связи" не получится. Недовольный потребитель придет в ваш блог, напишет все, что думает, и разнесет информацию по другим журналам. Так что испортить себе бизнес можно мгновенно.
Что же касается продвижения блога и увеличения посещаемости, то здесь наиболее эффективный метод - попробовать быть талантливым. За восемь лет в ЖЖ я не встретила ни одного гениального блогера, который бы прозябал невостребованным. Все раньше или позже привлекают к себе внимание и набирают аудиторию. Конечно, это несколько дискриминирующее высказывание, но использовать блоги лучше все-таки тем, кто хоть немного одарен умением транслировать через текст (картинку) индивидуальность - свою или своего "товара". И если она достаточно привлекательна, к вам потянутся читатели, а за ними и рекламодатели.
Для быстрого роста популярности можно использовать несколько инструментов, опять же респектабельных и не очень. К первым относится креативная социальная активность: зафренживайте ярких и популярных людей, оставляйте им умные комментарии, которые обратят на себя внимание других пользователей; пишите интересные посты в крупные сообщества; участвуйте в профессиональных конкурсах: на лучший текст, фото, хенд-мейд или что вы там умеете; поднимайте в своем блоге острые темы, привлекающие читателей. Второсортные способы - спам, скандалы, консольное зафренживание. Это непрофессионально, но многие блогеры так работают.
Важный вопрос, имеет ли значение тематика блога и каким направлениям лучше отдать предпочтение. Разумеется, тем, в которых вы разбираетесь и можете рассказать что-то новое. В связи с этим популярно то, в чем абсолютно все считают себя специалистами - психология, фотография, стиль, политика. Если вдруг у вас есть специальные знания, умения или углубленная информация о чем-то, вам будет легко раскрутить блог, достаточно только заявить о себе в соответствующих сообществах.
Большое значение для коммерциализации блога имеет площадка, где он размещен. До последнего времени "Живой Журнал" был наилучшей платформой для продвижения. Однако сейчас есть большой риск, что ЖЖ загубят неудачным менеджментом: в связи со сменой владельцев не в лучшую сторону поменялась и политика работы ресурса. Кроме того, ЖЖ, изначально не рассчитанный на многие миллионы пользователей, сейчас испытывает количественные перегрузки и зачастую либо работает медленно, либо вовсе недоступен. Конечно, существуют standalone-блоги - дневники на независимых серверах. Однако туда можно идти, если вы уже имеете имя и уверены, что читатели вас будут искать и найдут.
Если вы никому не известны, пойти лучше туда, где аудитория уже есть - в ЖЖ. Социальные сети (например, "ВКонтакте") хороши для продвижения мелкой торговли и создания мероприятий, если вы музыкант или проводите тренинги. В "Фейсбуке" удобно поддерживать профессиональные связи. Но для серьезной самопрезентации с последующей продажей рекламных площадей ничего лучше ЖЖ еще не придумано. Соответственно, никакого софта, кроме программы Semagic (для отслеживания изменений в списке друзей) и Google Analytics (для сбора статистики), вам не потребуется. Если решите завести standalone, пригодится программа WordPress.
Марта Кетро, писательница, блогер-тысячник "Живого Журнала"