Если она не превышает 300 млн руб., ставка налога не должна превышать 0,1% - в отношении жилья, 0,5% - в отношении иных зданий, 0,3% - в отношении земель сельхозназначения, дачных участков и земель, приобретенных для личного подсобного хозяйства. Ставка налога для прочих земель составит 1,5%. Если суммарная кадастровая стоимость недвижимости в собственности одного владельца превышает 300 млн руб., минфин предлагает установить повышенные ставки налога: 0,5% - в отношении объектов капитального строительства вне зависимости от принадлежности к жилому фонду и 1,5% - в отношении земель любых категорий.
- В действующем налоговом законодательстве нет специального определения для понятия "объект незавершенного капитального строительства", поэтому для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ используется это понятие в том значении, в котором оно используется в гражданско-правовых отношениях, - поясняет Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик". - В частности, ст. 130 ГК РФ относит к объектам недвижимости не только землю, здания и строения, но и такие объекты - именно это, похоже, послужило поводом к обложению их налогом. Сейчас такие объекты не облагаются налогом на имущество, в связи с чем собственники по окончании строительства частных домов не торопятся регистрировать их как законченные объекты, хотя обязаны это сделать. В результате люди несколько лет проживают в готовом доме, не уплачивая при этом ни копейки налога - подобную незаконную практику эти нововведения позволят пресечь. Однако возникает ряд непростых вопросов. Во-первых, нет правил для оценки таких объектов у физических лиц - сейчас этим занимаются только организации, и стоимость незавершенного капитального строительства легко узнать по данным бухгалтерского учета. Во-вторых, не ясно, кто будет проверять наличие таких объектов (особенно, если строительство ведется собственником земли самостоятельно).
В законопроекте установлены предельные ставки налога: муниципалитеты получат право устанавливать более низкие значения. Но не все ошибки учтены, поэтому мы можем наступить на те же грабли, полагает Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":
- Основная проблема в том, что налог будет рассчитываться с кадастровой стоимости. То есть один из основных элементов налога - налоговая база - будет определяться не напрямую законом, как это предусмотрено НК РФ, а другими нормативными актами. В прошлом это уже приводило к спорам о том, насколько обоснованно определена кадастровая стоимость. Нельзя сказать, что данный подход соответствует принципу правовой определенности. Граждане как плательщики налога во многом остаются в зависимом положении с весьма слабыми механизмами правовой защиты.