Какие события последнего времени более всего повлияли на ситуацию в отрасли?
Андрей Даниленко: Процесс формирования единого экономического пространства и вступление в ВТО вызвал дополнительную и очень серьезную конкуренцию со стороны производителей как ближнего, так и дальнего зарубежья. Нам, например, очень сложно конкурировать с производителями молочной продукции из Белоруссии, которые получают очень серьезную государственную поддержку. Цены у них значительно ниже наших, и это дает им весомые преимущества на рынке.
Все это происходит на фоне роста цен на удобрения, на топливо, на газ, на электричество, на строительные материалы, растут затраты на заработную плату работников - то есть почти на все составляющие стоимости молочной продукции, а цены на саму продукцию особо не растут. Почти не растут цены и на сырое молоко, особенно за последний год. Все это приводит к тому, что товаропроизводителю становится все труднее покрывать возрастающие производственные затраты из своих запасов, держаться на прежнем уровне.
При этом поддержка производителей молока сократилась по сравнению с прошлым годом. А если учесть, что это совпало с тем, что многие молочные регионы пострадали в прошлом году от засухи, то будет понятна наша тревога за дальнейшую судьбу молочной отрасли.
Сегодня мы проанализируем ситуацию, которая создалась в отрасли и на рынке, попытаемся выработать пути решения проблем и выйдем с резолюцией на руководство страны, потому что проблема господдержки производителей молока требует незамедлительного решения, иначе открытый рынок может разрушить отрасль.
Что сейчас происходит с программой минсельхоза по созданию семейных ферм вокруг молочных заводов?
Андрей Даниленко: Во многих регионах уже созданы семейные фермы, построены и перерабатывающие предприятия. Где-то эта программа осуществляется успешно, где-то менее успешно. В первую очередь успех этой программы зависит от региональных властей, от местных губернаторов. Если губернаторы достаточно серьезно поддерживают эти проекты, то там дела идут хорошо, там, где нет поддержки, все намного сложнее идет. В качестве положительных примеров можно привести Мордовию, Белгородскую, Липецкую область.
А как обстоят дела с реализацией совместного российско-сингапурского проекта, о котором в свое время очень много говорилось?
Андрей Даниленко: Этот проект я считаю одним из самых интересных, потому что речь идет о формировании суперсовременного молочного комплекса с поголовьем дойного стада в 50 тысяч голов. Это сегодня самый крупный инвестпроект в молочном животноводстве с самым крупным потенциальным объемом производства. Проект постоянно развивается, и это происходит во многом благодаря тому, что Пензенская область создала очень благоприятные условия инвестирования. Этот же проект сейчас будет развиваться и в Тюменской области, где сегодня работает самая мощная и результативная в России программа поддержки молочного животноводства. Я думаю, что вот такие субъекты и такие инвесторы будут сейчас флагманами отрасли и, конечно же, будут формироваться такие молочные регионы. Но, к сожалению, есть субъекты, у которых просто нет собственных финансовых ресурсов либо есть, но очень ограниченные, и очень важно, чтобы для них были доступны федеральные ресурсы.
Продуктивность животноводства во многом зависит от племенной работы и от кормовой базы. Как у нас с этим сейчас обстоит дело?
Андрей Даниленко: В целом племенная работа у нас поставлена неплохо, племенные хозяйства сейчас устойчиво развиваются. Колоссальную роль в этом сыграла госпрограмма поддержки племенных хозяйств. Что касается кормовой базы, то здесь есть определенные проблемы. В разные годы разные регионы страдают от засухи, и это должно заставлять власти задуматься о проблемах мелиорации, о страховании животноводства. Ну и, конечно, ставится вопрос о том, какой будет госпрограмма поддержки проблемных регионов.
При этом мы имеем по всей стране хозяйства, которые соответствуют всем самым лучшим мировым стандартам. Но по уровню господдержки мы отстаем от Белоруссии, от США и наших конкурентов в странах ЕС.
С другой стороны, Госпрограмма развития сельского хозяйства с 2013 по 2020 годы в принципе дает возможность осуществлять господдержку на должном уровне. Главное, чтобы министерства и ведомства использовали эту возможность. Важно не упустить ситуацию, потому что вступление нашей страны в ТС и ВТО создает дополнительные риски для молочной отрасли, которые, если их преодолеть, могут превратиться в преимущества, а если их проигнорировать, то можно потерять многое из достигнутого. Сейчас мы не только способны обеспечить себя полностью молочной продукцией, но и стать одним из крупнейших в мире ее экспортеров.