Хотя французский президент и добавил затем чуточку оптимизма, дав понять, что остается еще "несколько дней и ночей", чтобы достичь консенсуса по "семилетке", он считает, что переговоры между странами - членами ЕС по поводу бюджетного плана в преддверии брюссельской встречи проходят "очень тяжело". Почему? Потому что затрагивают главные принципы единой Европы, а это не только солидарность и экономический рост, но и, как он подчеркнул, "национальные интересы".
То, что дела обстоят именно так, сразу же подтвердил итальянский гость. По словам Марио Монти, при составлении бюджета необходимо учитывать последствия кризиса, в разной степени сказавшегося на европейских государствах. Понятно, что в первую очередь он имел в виду Италию, крупный взнос которой в общеевропейскую копилку, как он полагает, не отражает реальное положение находящейся в рецессии экономики Апеннин.
Тет-а-тет в Париже - один из череды встреч и многочисленных телеконференций между главами стран - членов ЕС, их министрами, экспертами с целью избежать повторения провального саммита в ноябре прошлого года. Тогда бюджетные дискуссии превратились, по меткому замечанию одного евродепутата, в "турецкий базар", во время которого его участники стремились получить как можно больше выгод, перетягивая одеяло на себя.
Какова цена вопроса? Судя по всему, исходной суммой на саммите ЕС будет 973 миллиарда евро - именно на таком семилетнем бюджете настаивает председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. Однако с этой цифрой не согласны англичане, о чем неоднократно заявлял британский премьер, во многом поспособствовавший ноябрьскому фиаско ЕС.
Дэвид Кэмерон настаивает на том, чтобы бюджет был сокращен минимум на 80 миллиардов евро, в чем его в той или иной степени поддерживают многие страны-доноры, то есть те, кто вносит большую часть в евробюджет. Среди них, в частности, Германия, Дания, Швеция. Особое недовольство Англии, где, как известно, после выборов в 2015 году вообще подумывают о проведении референдума о членстве в ЕС, вызывают выплаты сельскохозяйственных субсидий, а это треть бюджета Евросоюза. На прошлом саммите Херман ван Ромпей предлагал урезать эту статью расходов на 50 миллиардов, но встретил жесткий отпор со стороны французов. Их можно понять. Франция - главный адресат сельхоздотаций. Так же, как и Италия. Надо полагать, что эта проблематика также обсуждалась Франсуа Олландом и Марио Монти в Елисейском дворце.
Удастся ли прийти к какому-либо компромиссу в Брюсселе? Большой вопрос. В любом случае отсчет семилетнего бюджета Евросоюза начинается с 1 января 2014 года, а это значит, что у лидеров стран- членов ЕС остается десять с лишним месяцев, чтобы разделить пирог в почти триллион евро.