Непонятно, откуда появилась такая инициатива, ведь отнести продавцов, кассиров и операторов торгового зала к высококвалифицированным кадрам довольно сложно. Даже если отключить обычную логику, согласно законодательству оформить на работу иностранного ВКС можно лишь при условии, что его зарплата составит не менее 2 млн рублей в год или не менее 1 млн рублей в год для преподавателей и научных сотрудников. Кассира, который получал бы более 160 тыс. руб. ежемесячно, встречать еще не доводилось. Законопроект вызывает вопросы и у экспертов.
"Документ действительно выглядит странным. Заработная плата работников, которые непосредственно обслуживают и общаются с клиентами, не достигает отметки в 2 млн рублей в год. Соответственно, речь может идти только о менеджменте, в основном не имеющем прямых контактов с потребителями, - отмечает Дарья Желаннова, старший аналитик аналитического департамента компании "Альпари". - По сути, запрещается брать на работу под видом ВКС мигрантов для работы на кассе, в торговом зале и т.п. в магазинах, торгующих товарами народного потребления. Очевидно, законопроект направлен на урегулирование ситуации с плохо контролируемой миграцией. Однако для привлечения местных жителей для работы в розничной торговле работодателям придется пересмотреть зарплатную политику. О том, какое влияние этот законопроект окажет на экономику, можно будет судить только в случае его принятия".
Мария Ивойлова, адвокат юридической компании "Хренов и Партнеры", уверена, что разработка законопроекта совершенно оправдана. "Причина установления запрета на привлечение иностранных ВКС на неруководящие должности в сфере розничной торговли на законодательном уровне связана со следующим. П. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ устанавливает виды деятельности, которыми запрещено заниматься иностранцам, при этом в подп. 6 п. 1 ст. 14 содержится указание, что ограничение допуска иностранных граждан к определенным видам деятельности регулируется федеральным законом, - поясняет юрист. - Действующая редакция пункта 1.3 ст. 13.2 предусматривает установление ограничения на привлечение иностранных граждан в сфере розничной торговли правительством РФ. Однако эта норма противоречит императивному положению ст. 14. Цель законопроекта - устранение противоречия. Законопроект никаким образом не влияет на ситуацию привлечения иностранных не высококвалифицированных работников к розничной торговле. Полномочия об установлении квоты остаются в компетенции правительства Российской Федерации согласно законопроекту, поэтому с точки зрения регулирования миграции ситуация не меняется".
Кстати, в течение последних нескольких лет правительство устанавливало квоты на привлечение иностранных работников в сфере розничной торговли в размере 0%, однако в этом году ситуация изменилась. В частности, правительство в постановлении от 1 декабря 2012 г. N 1243 разрешило иностранцам торговать алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1 ОКВЭД). Правда, число иностранных работников не должно превышать 25% общей численности работников предприятия. По-прежнему нельзя иностранцам торговать фармацевтическими изделиями, торговать в палатках и на рынках, вне магазинов. И это довольно несправедливо, считают в бизнес-сообществе.
"Сейчас, по сути, объективных критериев при выделении тех или иных квот в разных отраслях экономики не существует, - возмущается первый вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин. - Поэтому то, что произошло, - это полный волюнтаризм, основанный на лоббировании чьих-то интересов. В данном случае это лобби алкогольных компаний, а не взвешенный подход к решению проблем малого бизнеса. Никто не может внятно объяснить, почему алкоголем торговать можно, а другими товарами нельзя. Все, что связано с миграцией, требует пересмотра подходов. В этой сфере сегодня всяческих злоупотреблений и решений, которые основаны просто на чьих-то интересах, гораздо больше, чем объективных".
Малый бизнес неоднократно просил пересмотреть квоты и разрешить привлекать мигрантов в сферу торговли на рынках, в лотках. Гастарбайтеры могут трудиться грузчиками и кассирами в крупных торговых сетях, а вот продавать овощи на рынках и чипсы в палатках им нельзя. В результате малый бизнес лишен возможности использовать дешевую рабочую силу в сфере розничной торговли. И подвижек в развитии ситуации пока не наблюдается. Тем временем в России стартовала квотная кампания по привлечению иностранных работников на следующий 2014 год. Предприниматели могут привлечь работников из-за рубежа, предоставив в уполномоченный орган своего региона до 1 мая 2013 года заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.