04.02.2013 23:43
    Рубрика:

    Прямые продажи стали более привлекательными для потребителей

    Февраль - самый жаркий месяц для индустрии прямых продаж
    В феврале активизируются торговые представители косметических и других фирм, которые бродят по офисам и знакомым, предлагая подарки - и на День всех влюбленных, и на 23 февраля, и на 8 Марта. Чаще всего дистрибьюторы продают парфюмерию и косметику, товары для здоровья, одежду и аксессуары (см. диаграмму). И продают довольно успешно.

    Прямые продажи как метод торговли становятся все более привлекательными для потребителей. Об этом говорят, например, такие цифры: объем рынка прямых продаж в 2012 году вырос на 20% и составил 149 млрд рублей. Такие данные приводит Ассоциация прямых продаж (АПП). Доля компаний - членов АПП по объему продаж на рынке прямых продаж составляет около 80%. Таким образом, по словам президента АПП Тамары Шокаревой, весь рынок прямых продаж по итогам прошедшего года мог составить 186,3 млрд рублей.

    По данным исследования "Отношение населения России к методу прямых продаж", проведенного компанией "Башкирова и партнеры", основными плюсами прямых продаж потребители считают: доставку товаров в удобное место и время, заказ по каталогу, возможность проконсультироваться с представителем компании, широкий ассортимент и индивидуальный подход. Существенным недостатком метода прямых продаж, по мнению опрошенных, является назойливость продавцов и навязывание ненужного товара, а также отсутствие гарантии качества.

    Крупнейшей аудиторией среди потребителей прямых продаж остается молодежь в возрасте 18-25 лет - 19,7% всех потребителей. При этом в 2011 году эта доля составляла 25,2%. Вместе с тем выросла доля взрослой и пожилой аудитории, старше 55 лет - с 11,5% до 17,3%, отмечается в исследовании.

    Основными покупателями товаров у дистрибьюторов являются респонденты преимущественно с уровнем ежемесячного дохода от 7 тыс. до 25 тыс. рублей (56%). Кроме того, увеличилась доля потребителей с ежемесячным доходом 5-7 тысяч рублей - до 9% с 6,2%. Это свидетельствует о том, что один из драйверов повышения лояльности к методу прямых продаж - доступные цены и частые скидки.

    Среди покупателей товаров у дистрибьюторов преобладают женщины. По словам аналитиков, в прошедшем году произошло серьезное расслоение потребителей по половому признаку - товары покупают 58% опрошенных женщин и всего 16% мужчин. Этим и объясняется рост "женских" категорий товаров - продажи косметики, бытовой химии, одежды и аксессуаров.

    Стоит выделить еще одну тенденцию - в сельской местности люди стали лояльнее относиться к методу прямых продаж: товарам, распространяемым данным методом, и дистрибьюторам. "Это означает, что рынок меняется, и прямые продажи переходят из крупных городов, где они изначально развивались, в маленькие города, где ниже уровень проникновения крупных торговых сетей, зато выше доверие к распространителям, потому что все друг друга знают", - объяснила Тамара Шокарева.

    Однако, несмотря на стабильный рост, индустрия прямых продаж сталкивается с рядом проблем, среди них главной является - положение малого бизнеса в России, который ежегодно сталкивается со все большими трудностями. Это может привести к прекращению деятельности дистрибьюторов.

    С начала 2013 года в 2 раза вырос минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей - теперь он составляет почти 36 тысяч рублей. Индустрия прямых продаж неразделима с развитием малого бизнеса, так как дистрибьюторами компаний прямых продаж являются люди, реализующие их продукцию и, как правило, выбирающие статус индивидуального предпринимателя.

    "Такое повышение страховых взносов может привести к прекращению деятельности дистрибьюторов с небольшими доходами и будет препятствовать приходу в индустрию других продавцов, - считает Тамара Шокарева. - Количество торговых представителей может сократиться в два раза, если государство не примет решение снизить страховые отчисления для индивидуальных предпринимателей. Большинство занятых в прямых продажах - пенсионеры. Для них прямые продажи - небольшой дополнительный заработок. И налог в 36 тыс. для них будет неподъемным".

    По данным АПП, общая численность занятых в сфере прямых продаж по итогам 2011 года составляла 4,08 млн человек и понижалась начиная с 2009 года, когда численность составляла 4,996 млн человек. По словам президента АПП, по итогам 2012 года ассоциация также ожидает небольшого снижения занятых в сфере прямых продаж.

    Генеральный директор компании "Амвей" Ричард Стевенс согласен с тем, что 36 тыс. рублей - это большая сумма для ИП, который делает первые шаги в прямых продажах. "Вы можете спросить, как связаны прямые продажи и собственный бизнес? Дело в том, что, сотрудничая с компанией в качестве дистрибьютора, можно зарабатывать бонусы в виде скидок или получать деньги на расчетный счет, но для этого нужно зарегистрировать ИП, открыть счет в банке и получить ИНН, - пояснил Ричард Стевенс. - Кроме того, многие независимые предприниматели рассматривают этот бизнес просто как дополнительный заработок, то есть все отчисления происходят на основном месте работы. Получается, что он должен заплатить налог просто за то, что зарегистрировал ИП. В такой ситуации мы должны искать новые возможности для поддержки "новичков" и решения этих проблем".

    По мнению руководителя юридического отдела АКГ "МЭФ-Аудит" Ивана Чемичева, существенное повышение взносов неблагоприятно отразится на начинающих предпринимателях и предпринимателях с небольшой выручкой: "На рынке прямых продаж, в котором задействовано большое количество мелких предпринимателей, после успешного 2012 года возможен спад объема продаж. Часть предпринимателей прекратят деятельность или уйдут в тень, если не смогут реорганизовать свою деятельность. Учитывая, что размер отчислений будет в дальнейшем повышаться, падение рынка может продолжиться в последующие годы".