Идея принадлежит белгородскому губернатору. Слушая отчет о работе семейных фермерских хозяйств, Евгений Савченко отметил, что рынок сбыта должен не просто расширяться, но и выходить в виртуальное пространство. А спрос непременно будет.
- Решили, что мы дадим возможность потребителю сформировать свою покупательскую корзину в режиме онлайн, а потом он сможет или сам забрать ее в магазине, или заказать доставку, - пояснил куратор программы по развитию семейных ферм в регионе - замначальника департамента АПК Алексей Севальнев. - Есть люди, которым попросту не хочется ходить по магазинам и искать лучшее, или у них нет на это времени. Есть хозяйки, которые делают покупки на неделю. Поэтому нужно предложить им то, что нужно, да еще и сделать процесс удобным и комфортным. А уж в качестве товаров можно будет не сомневаться: у нас научились круглый год выращивать и огурцы, и редис, и зелень, и привозные с ними не сравнятся.
Идею интернет-торговли сами фермеры в целом одобрили. В принципе, каждый из них хоть раз пользовался всемирной паутиной для продвижения продукции: той же электронной системой госзакупок, или официальным сайтом ГУП "Семейные фермы Белогорья", где публикуют объявления о продаже товаров конкретных хозяйств. Но все это - далеко не интернет-магазин.
- Я думаю, что торговля в Сети - перспективное направление, - говорит Елена Чеснокова. Она уже несколько лет подряд выращивает клубнику, продает как ягоду, так и рассаду и на спрос не жалуется. - Конечно, когда формируется заказ на твой товар и ты это видишь - это очень удобно, но и рискованно. Здесь нужны большие объемы. Вот в прошлом году по весне мы обнаружили, что половина нашей клубники вымерзла. Вторую половину кое-как реанимировали. Получили не 12 тонн ягод, как ожидали, а только шесть. И в принципе, розничного рынка, где мы ею торговали, нам хватило.
Второй момент, который беспокоит фермеров, - цены на товар.
- Предлагали нам поставлять клубнику в специализированные магазины, но закупочную цену называли очень маленькую, - рассказала Елена Чеснокова. - Я пыталась договориться, себестоимость одного килограмма клубники у нас составила 80 рублей, они давали 90, и какой мне интерес?
Фермер уверена, что цена должна соответствовать качеству. Что касается покупательской способности, то, по словам Елены Чесноковой, люди готовы платить за вкусную и полезную еду.
- У меня есть клиент, который звонит и заказывает по 30 или 40 килограммов клубники, но ставит условие: ягоды должны быть "одна к одной". Я предупреждаю, что это будет стоить очень дорого, но он даже не спрашивает цену, - говорит она. Возможно, такие "посетители" появятся и в интернет-магазине.
Справка "РГ"
В настоящее время в Белгородской области 4278 семейных ферм, годовой доход каждой из них превышает миллион рублей. За четыре года они произвели продукции на 23 миллиарда рублей и привлекли 5,9 миллиарда рублей инвестиций. Более 40 тысяч человек в регионе заняты в этом секторе предпринимательства. Власти прогнозируют, что через три года производство в этих хозяйствах дорастет до 37 миллиардов рублей, а инвестиции - до 7,7 миллиарда.