05.02.2013 17:56
    Поделиться

    Власти Поморья не будут спасать предприятия ЛПК на грани банкротства

    В Архангельске два крупнейших лесозавода приостановили свою деятельность, еще один цех Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината также прекратил работу. Руководство уверяет, что это только временно, а сам цех находится на реконструкции. Работники предприятия не уверены в хорошем исходе дела, ведь массовые сокращения на лесопильных производствах затронули очень многих.

    Так, Лесозавод N 2 в Архангельске остановил свою работу в октябре еще 2011 года. Все это время за простой работникам начислялось 2/3 от среднего заработка, но с сентября 2012 года и эти выплаты прекратились. По информации председателя профкома предприятия Валерия Катайцева, до конца января планировалось выплатить всю задолженность по заработной плате по ноябрь 2012 года включительно. Однако дальнейшие перспективы предприятия до сих пор остаются туманными. Порядка 300 человек - чуть более трети коллектива, - еще оставшиеся сегодня на лесозаводе, вынуждены отмечаться на работе дважды в день. Владелец ОАО "Лесозавод N 2" - лесопромышленная компания "Континенталь Менеджмент" - не дает никакой информации по дальнейшей работе предприятия.

    Также около 700 человек, работающих на Соломбальском целлюлозно-бумажном комбинате в Архангельске, отправлены в вынужденные отпуска. Это связано с тем, что предприятие из-за ремонта оборудования приостановило работу еще в конце прошлого года по некоторым направлениям деятельности. Возможно, вновь выйти на работу сотрудники смогут в марте.

    Непростая ситуация сложилась и на предприятии "Северное лесопромышленное товарищество - лесозавод N 3". По словам его гендиректора Виталия Графа, количество работников предприятия сократилось до 314 человек, задолженность по заработной плате увеличилась до 13,5 миллиона рублей плюс 18 миллионов рублей долгов во внебюджетные государственные фонды. Долги банкам-кредиторам составили более 600 миллионов рублей.

    Отметим, что с сентября 2012 года Лесозавод N 3 находится в простое, на предприятии введена процедура наблюдения.

    - Собственник прекратил финансирование, потому что понял: вливание денежных средств будет направляться на погашение задолженности, - сообщил Виталий Граф.

    Как и во всех предыдущих ситуациях, пока остается неясным, когда предприятие возобновит работу.

    - Сегодняшняя нестабильность в ЛПК области, - говорит заместитель начальника управления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Галина Данилова, - это прямое следствие кризисных процессов в еврозоне и общемировой экономике.

    Сбыт продуктов лесопереработки в Архангельской области ориентирован на экспорт. Сейчас эти рынки очень неустойчивые как в Европе, так и в других регионах. Экспортные цены на продукцию в 2012 году упали. Если по пиломатериалам они традиционно невысокие, то по продукции целлюлозно-бумажной промышленности, фанеры снижение значительное - от 12 до 17 процентов к стоимости предыдущего года.

    Потеря доходности не могла не сказаться на предприятиях. В первую очередь страдают производства, где не проводится модернизация, применяются энергоемкие технологии, требующие больших затрат в обслуживании, с невысокой производительностью труда.

    - Если бы владельцы хотели развивать производства, решения об инвестициях давно бы были реализованы, - продолжает Галина Данилова. - Заявления о глобальной модернизации Лесозавода N 2 были произнесены много лет назад, однако конкретных шагов в этом направлении не сделано. Есть свой лесной фонд, но нет средств, чтобы его обслуживать. Менеджмент компании пытается сохранить предприятие, но давать оптимистичные прогнозы относительно этого бизнеса мы не можем.

    Как рассказала Галина Данилова, руководство кризисных предприятий, как правило, обращается с просьбами о предоставлении льгот и комфортных условий: бюджетных гарантий, отсрочек по платежам за аренду лесов. Однако эти обязательства - дополнительная нагрузка на и без того проблемный бюджет области.

    - Нам нужны гарантии, что средства в бюджет вернутся, - говорит она. - Могут ли дать их собственники предприятий, где даже средств на заработную плату нет?

    Многие эксперты сравнивают состояние ЛПК с кризисом 2008-2009 годов. Тогда правительством Архангельской области в рамках антикризисных мер предоставлялись отсрочки арендной платы за лесные участки. Как показала практика, такие шаги не решили проблему в целом, справиться с кризисом удалось не всем.

    Поэтому, несмотря на социальную значимость, искусственным образом пытаться сохранять старые производства, без четкого видения перспектив со стороны собственников этих предприятий, не имеет смысла.

    Прямая речь 

    Николай Залывский, доктор экономических наук Северного (Арктического) федерального университета:

    - В развитии региональной экономики необходимо делать ставку не на крупную промышленность, а на малые предприятия. Я не вижу необходимости заниматься наращиванием производства и созданием крупных предприятий. Считаю, что сейчас регион вошел в ту экономическую фазу развития, когда нужно создавать малокомплектные производственные мощности, которые можно обновлять каждые 10-12 лет. Это будет более эффективно и менее затратно.

    Справка "РГ"

    По данным областного комитета статистики, в настоящее время в леспроме ведут деятельность около 700 малых предприятий с численностью работающих свыше четырех тысяч человек и порядка 70-80 предпринимателей, обеспечивающих занятость приблизительно двух тысяч человек.

    Поделиться