Владельцы киосков с периодикой жалуются: из-за несоблюдения новых правил размещения торговые точки придется переносить, однако, чтобы разместить тот же киоск в другом месте, пусть даже в нескольких метрах от старого, придется заново проходить конкурсные процедуры, что вовсе не гарантирует того, что их выиграет именно нынешний арендатор. На фоне общего снижения тиражей прессы можно говорить об угрозе для всего рынка периодических изданий.
- С нового года земельные участки под торговлю прессой будут предоставлять исключительно на торгах, - рассказал генеральный директор компании "Метропресс" Сергей Маркелов, - старому арендатору открытие своего же киоска на новом месте может обойтись в разы дороже, чем раньше. Или еще хуже - торговая точка будет потеряна, так как с большой вероятностью конкурс может выиграть компания-лжераспространитель прессы, которая на самом деле будет торговать совсем другими товарами. Или участок могут купить так называемые рейдеры, которые потом нам же его и перепродадут, только уже втридорога.
Так, например, неоднократно бывало, что сразу несколько участков под киоски с газетами и журналами отдают компании непрофильного рынка, в итоге несколько лет торговые точки просто пустуют, а после там открывается точка горячего питания "Шаверма" или что-то похожее. Участники рынка бьют тревогу - при новых правилах в городе может остаться лишь около 20% от существующей сети торговли периодикой, так как половина всех таких киосков в спальных районах и около 80% в центре города не подходят под новые правила размещения нестационарных объектов и оказываются под угрозой "переселения".
Отдельную проблему для владельцев газетных киосков представляет плата за ресурсы - подсоединение к электросетям и стоимость электроэнергии в последнее время стали просто непомерными. Многие точки, торговавшие свежей прессой годами, вынуждены были закрыться, так как выживать стало все сложнее.
- За 20 лет торговли прессой я открыла 50 киосков в городе, - пояснила предприниматель Елена Салтыкова, занимающаяся распространением периодики, - за последнее время мы потеряли 17 из них, причем часть убирали с помощью прокуратуры. Получается замкнутый круг: наших киосков нет в адресной программе размещения, поэтому перезаключить договор аренды мы не можем, как и продлить договор на подсоединение к электричеству.
Издатели и продавцы прессы считают, что сокращение торговли периодикой как социально значимого вида бизнеса не пойдет на пользу ни в целом предпринимательскому климату, ни городу. Они обратились к профильным комитетам с просьбой законодательно помочь сохранить этот вид торговли на старых местах или же обеспечить киоскам новые места без проведения торгов.