- Какие проблемы в области трудового законодательства предстоит решить в ближайшее время?
- Мы стоим на пороге принятия важнейшего закона, который уже получил название "закон о запрете заемного труда". В данном случае речь идет о запрете так называемого аутстафинга, а не аутсорсинга. Мы знаем, что зачастую работодатели уклоняются от заключения нормальных трудовых договоров с работниками для того, чтобы не выплачивать необходимые пособия, экономить на взносах во внебюджетные фонды, не предоставлять работнику удлиненный отпуск, если того требует специальность. Скажем, если сегодня человека берут на металлургический комбинат в качестве металлурга, то работодатель обязан предоставить ему удлиненный отпуск, платить высокий процент на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Если же металлургический комбинат заключает соглашение с неким агентством "Рога и копыта", которое присылает в горячий цех своих работников и формально выступает работодателем по отношению к ним, то и комбинат освобождается от платежей и предоставления дополнительных льгот, и агентство ничего не платит. Разумеется, при этом все тяготы положения ложатся на плечи людей, которые стали жертвой подобной махинации. Именно они не получат необходимой помощи, если, не дай бог, заболеют профессиональным заболеванием, недополучат отпускные дни, не смогут претендовать на более ранний выход на пенсию и т.д. Для того чтобы исключить подобного рода ситуации, мы и подготовили закон, который принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого созыва. Этот закон вызвал ожесточенное сопротивление со стороны части работодателей, и в первую очередь со стороны работодателей, представляющих интересы зарубежных компаний. Была создана рабочая группа, которая провела очень большую работу, и в конце концов нам удалось прийти к единой позиции. Профсоюзы и работодатели договорились, что заемный труд именно как форма уклонения от предоставления работнику соответствующих гарантий запрещается. Но при этом отдельно оговорили, что под заемным трудом не подразумевается ситуация, когда одна фирма в соответствии с гражданским договором предоставляет услуги другой фирме по своему профилю: например, предоставляет свою уборщицу для уборки чужого помещения. Мы договорились, что к заемному труду не будет относиться направление агентством занятости на временную работу лиц, нуждающихся в дополнительных подработках (таких, как родители многодетных семей, студенты или граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы), а также лиц, которые временно будут заменять отсутствующего работника, за которым по закону сохраняется рабочее место.
- То есть текст закона серьезно проработан?
- Очень серьезно. Комитет уже рекомендовал его принять ко второму чтению. Мы рассчитываем, что в весеннюю сессию он будет принят во втором и третьем чтениях. В Указе президента от 7 мая 2012 года говорилось о необходимости разработки законопроекта, связанного с участием работников в управлении организациями. Об этом же Путин писал в своей статье о построении справедливости. К сожалению, в осеннюю сессию никаких предложений от правительства не поступило. На днях, 30 января, правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий создание производственных советов в организациях. Мы будем работать над этим законопроектом, такое решение крайне важно и будет способствовать построению экономической демократии в нашей стране, сделает экономику более открытой, менее коррупционной, приведет к более справедливому распределению общественного продукта.
Разумеется, центральной темой весенней сессии станет обсуждение пенсионной формулы. Продолжается внесение предложений, связанных с совершенствованием пенсионной системы. Правительство подготовило окончательный вариант стратегии. В ближайшее время мы сядем за стол переговоров. Наша основная цель - добиться того, чтобы изначально заданные параметры (такие, как отказ от повышения пенсионного возраста, сохранение прав работающих пенсионеров, дальнейшее улучшение пенсионного обеспечения) были соблюдены при принятии пенсионной формулы.
- В прошлом году вы уже рассматривали закон о пенсиях.
- Он, безусловно, относится к числу наиболее важных. Сегодня в обществе широко обсуждается стратегия развития пенсионной системы. В качестве результата этого обсуждения Госдумой уже приняты первые законодательные изменения, которыми предусмотрено увеличение взносов с самозанятого населения, введение дополнительных взносов с тех работодателей, у которых работники уходят на пенсию досрочно из-за вредных и опасных условий труда (работники первого и второго списков). А также была внесена поправка, предусматривающая, что с 2014 года у так называемых "молчунов", то есть тех граждан, которые активно не участвуют в накопительной системе, из 6% средств, отчисляемых на формирование их накопительного компонента, 4% перейдут в страховой, а 2% останутся. При этом для тех, кто активно участвует в накопительной системе и кто подтвердит свое намерение и дальше этим заниматься, ситуация остается неизмененной.
- Какие еще законодательные акты вы считаете наиболее значимыми?
- Если говорить о других важных решениях, то я хотел бы особо подчеркнуть ратификацию Конвенции о правах инвалидов. Она была ратифицирована Государственной Думой 25 апреля 2012 года и подписана президентом РФ 3 мая 2012 года. Мы готовились к этому акту несколько лет. Она предполагает качественное изменение положения инвалидов в нашей стране и большую работу как со стороны государственной власти, так и со стороны органов местного самоуправления.
Что касается трудового законодательства, то здесь внесены поправки, которые предполагают введение так называемых профессиональных стандартов. Сегодня у нас практически утрачены оценки квалификации работников, т.е. их уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, в первую очередь это касается, конечно, инженерно-технических работников. Это, разумеется, негативно сказывается на нашей экономике, потому что фактически исключает системный подход в области карьерного роста. Вопросы оплаты труда работника, перевода его на более высокооплачиваемую должность оказываются исключительно произвольным решением работодателя. Для того чтобы выполнить задачу, которую президент назвал "формированием рабочей аристократии", необходима объективная оценка квалификации работника, проводимая на государственном уровне. В соответствии с поправками будут создаваться профессиональные стандарты. Предполагается, что до 2015 года будет разработано не менее 800 таких стандартов.
- В обществе не утихает дискуссия, вызванная предложением предпринимателя Михаила Прохорова ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой, которая предусмотрена действующим Трудовым кодексом. Что вы думаете по этому поводу?
- К сожалению, работодатели пытаются добиваться принятия подобного рода решений, но уже не в лоб, а обходными путями, с помощью так называемых гибких графиков. Они пытаются провести это через систему дистанционного труда, через возможность внутреннего совместительства - работу на двух должностях в одной организации и т.д. Еще раз хочу подтвердить позицию нашего комитета: не человек существует ради экономики, а экономика существует ради человека, эффективность потогонной системы, системы сверхэксплуатации осталась в прошлом.
Сейчас нужна новая экономика, которая требует в первую очередь ясной головы, поэтому никакого отступления от нормального рабочего графика быть не может. Мы готовы вести переговоры с работодателями о новых формах занятости, включая дистанционный труд, но только чтобы он не стал инструментом ущемления прав работников. 40-часовая рабочая неделя является одним из важнейших завоеваний рабочего движения. Более того, это одно из важнейших завоеваний человечества. Здесь можно согласиться с Марксом, который сказал, что богатство общества - это свободное время его граждан, поэтому мы будем непреклонны в этом вопросе. Ни наш комитет, ни Госдума в целом подобных инициатив не поддержит.
- Важный вопрос - повышение заработной платы. Цены на некоторые товары и услуги у нас достигли уровня западноевропейских, а зарплаты сильно отстают. Что можно сделать для того, чтобы смягчить эту диспропорцию?
- С 23 января текущего года повысился минимальный уровень оплаты труда до 5205 рублей. Этот рост превышает инфляцию, но этого все равно недостаточно, поэтому мы договорились с правительством о том, что до 1 июля оно представит нам "дорожную карту" по повышению минимальной заработной платы до уровня, которого требует Трудовой кодекс. Однако министр труда Максим Топилин уже сказал, что сроки изменятся. Нас, честно говоря, это не устраивает, мы говорим, что вопрос должен быть решен окончательно в течение двух лет. Первый шаг для того, чтобы соотнести заработную плату топ-менеджеров со средней зарплатой работников, уже сделан. Я думаю, что эту практику мы будем расширять. Мы будем добиваться, чтобы такое же предельное соотношение средней заработной платы к заработной плате топ-менеджеров было установлено во всех государственных корпорациях и компаниях с госучастием. А в дальнейшем и в частных компаниях, правда, это вряд ли удастся отрегулировать законом. Скорее всего, это будет регулироваться на уровне генерального соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством. В законе надо прописать, что такая форма может содержаться в соглашении. Я думаю, что сама по себе возможность такой рекомендации должна помочь профсоюзам заключать справедливые соглашения.
Есть и другие меры, но они лежат за рамками трудового законодательства: например, введение налога на роскошь.