Ростуризм опубликовал проект правил конкурсного отбора объектов федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011-2018 годы). В документе назван список документов, без которых нельзя подать заявку на создание отечественного горнолыжного курорта или морской здравницы.
Инвестиционные проекты в рамках программы уже отбираются, так как она работает второй год, пояснила "РГ" пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. Но именно с механизмом отбора претендентов возникают проблемы. "Программа покрывает 30 процентов от вложений в инфраструктуру проекта, а 70 процентов финансирования должны составить деньги инвесторов, и это самое сложное - компании декларируют финансирование, а потом не справляются с его объемом", - говорит она. Поэтому понадобились критерии, направленные на повышение ответственности инвесторов. Порой они даже сдают некорректно оформленную проектную документацию - что уж тут говорить о финансовой дисциплине. "Правила должны быть достаточно жесткие, потому что государство выделяет большие деньги. Если не справится инвестор, пострадают все", - заключает Щеголькова.
Координационный совет будет отбирать проекты, исходя из их экономической целесообразности, наибольшей эффективности и результативности. По итогам проведенного конкурсного отбора и формируется предложения о распределении субсидий из бюджета на строительство инфраструктуры для курорта. Для того чтобы убедить комиссию в том, что объект привлечет толпы туристов, авторам придется принести кипу из двух десятков документов, в том числе всю проектную документацию на строительство объекта, утвержденную долгосрочную региональную программу развития туризма, выписку из реестра расходных обязательств бюджета региона. И главное - соглашение исполнительного органа государственной власти региона с инвесторами на основе частно-государственного партнерства об осуществлении софинансирования инвестиционного проекта из внебюджетных источников.
Конкурентными преимуществами инвестроектов будут считаться большая доля инвестиций из внебюджетных источников, высокая социально-экономическая эффективность проекта, положительное воздействие на уровень занятости в регионе, гарантированность своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства туристской инфраструктуры и масштабность проекта, с точки зрения его стоимости и размеров привлекаемых инвестиций.
В привлечении коммерсантов к освоению российских красот и кроется главная проблема участия в программе, объясняет директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: "Много регионов хотят вступить в программу, но у них нет инвестора". Увы, вряд ли будут соответствовать критериям отбора на госфинансирование и отельеры-энтузиасты из глубинки - провинциальные достопримечательности типа музея самовара или каравая едва ли могут претендовать на масштабность.