"Весну священную" в Большом театре поставит Татьяна Баганова

Знаменитый британский хореограф-радикал Уэйн Макгрегор согласился на эксклюзивную, специально для Большого театра постановку балета "Весна священная", и она грозила стать гвоздем сезона.

Вместе с "Квартирой" Матса Эка легендарный балет Стравинского должен был в конце марта открывать масштабный фестиваль "Век "Весны священной" - век модернизма", посвященный 100-знаменитой партитуры. Но случилось непредвиденное, Макгрегор передумал приезжать в Москву. Пресс-служба Большого объявила о переносе спектакля, не объясняя причин. Сие не было тайной, зверское нападение на худрука труппы Сергея Филина вряд ли могло остаться без подобных последствий. И дело здесь не только в пугливости иностранцев. Для любого постановщика работа в рамках репертуарного театра, когда артисты плотно заняты в текущих спектаклях, дело непростое. А тут еще - без догляда и властной руки отсутствующего худрука и с непременной порцией амбиций ведущих солистов, проявляемых, как правило, в работе именно с современной хореографией.

Но вскоре последовало заявление, что премьера состоится, и ставить балет будет екатеринбургский хореограф Татьяна Баганова, возглавляющая самую известную в жанре contemporary dance труппу "Провинциальные танцы". "Весну священную" покажут в спланированные сроки с 28 по 31 марта, она откроет череду весенних гастрольных спектаклей, самых знаменитых  интерпретаций партитуры Стравинского: исторически самую первую - Вацлава Нижинского - представит балет Финской национальной оперы, будут представлены также культовые версии Мориса Бежара и Пины Бауш в исполнении их трупп.  

Предложение из разряда тех, от которых невозможно отказаться, Баганова получила от дирекции Большого театра, но инициировано оно было организаторами фестиваля. И трудно себе представить более разумное решение. Реакция на эту новость в профессиональном сообществе в целом благожелательная, хотя звучат и ноты скепсиса: якобы у Багановой нет опыта работы с классическими танцовщиками. Во-первых, есть. Она была автором хореографии спектакля "Огненный ангел" в Большом театре (постановка 2004 года). А в Пермском оперном она ставила "Соловья" Стравинского так, как он был задуман, в жанре оперы-балета, соответственно выступая в роли режиссера-хореографа. Но в основном екатеринбургского хореографа принято ассоциировать с актуальным искусством и воспринимать как лидера российского современного танца. Баганова работала во многих европейских странах, является постоянным резидентом американской программы "Интернациональные хореографы". Многие из 15 поставленных ею спектаклей получали премии на международных конкурсах. Ее театр "Провинциальные танцы" с завидным постоянством номинируется в конкурсе Национальной театральной премии, спектакль  "После вовлеченности. Ч.2" признавался лучшим в жанре современного танца, ее последняя работа "Sepia" этой весной на "Золотой маске" - в числе главных претендентов. Сама Баганова дважды получала "Маску" лучшего хореографа ("Свадебка", "Кленовый сад"), за всю историю национальной премии такой результат - только у нее и Алексея Ратманского.

И вот сейчас Баганова подставляет Большому театру, попавшему в крайне затруднительное положение, хрупкое женское плечо и рискует собственной репутацией. Ведь перед ней - самоубийственной сложности задача, подобные замыслы вынашиваются годами. Но одновременно - шанс. Причем не только для самой Татьяны Багановой, но в ее лице и для всего по-прежнему пребывающего в андеграунде российского современного танца. Когда-то подобную возможность имел ее коллега, также уральский самородок Евгений Панфилов, приглашенный Валерием Гергиевым в Мариинку и осуществивший постановку все той же "Весны священной". Прорывом спектакль тогда не признали и вскоре сняли с репертуара. Альянса академического балета и неформальных авангардных хореографов - того, что является реальной практикой большинства ведущих западных трупп, тогда не случилось. Новой попытки взаимодействия двух независимо существующих планет пришлось ждать еще полтора десятка лет.

Определилось имя сценографа новой "Весны" в Большом, им станет петербургский художник Александр Шишкин, дирижировать будет Павел Клиничев. Успех всей этой затеи, в который так хочется верить, нужен не только Большому театру, обескровленному чередой скандалов отношения к искусству не имеющих. Нужен всей российской балетной практике, долго кормившейся западной благотворительностью - переносами готовых спектаклей пусть даже топовых хореографов.