Как рассказал руководитель югорского управления ФССП Олег Адольф, всего за ушедший год сотрудники службы завершили 568 тысяч исполнительных производств. Получается, каждый третий житель автономии попал в поле их зрения. А количество дел, связанных со штрафами ГИБДД, выросло более чем на треть. Но современные технологии позволяют приставам делать свою работу не только намного оперативнее, но порой даже не выходя из кабинета.
- Федеральная служба судебных приставов большое внимание уделяет развитию и внедрению в работу электронных программных комплексов. Технологии настолько шагнули вперед, что мы иной раз не успеваем обучать приставов. К примеру, система видеонаблюдения на дорогах работает уже во многих регионах, и зачастую мы узнаем о должнике по штрафам автоинспекции раньше, чем почта доставит наказанному соответствующее уведомление. К нам информация приходит в электронном виде практически моментально, и человеческий фактор здесь исключен. Приставу остается только нажать кнопку, чтобы в автоматическом режиме сделать запросы о наличии у должника денежных средств и имущества. А затем, определив их соразмерность сумме долга, принять решение, - рассказывает Олег Адольф.
По словам главного пристава Югры, в эту сеть уже включены все крупные федеральные банки и постепенно вовлекаются местные. Поэтому деньги с карты злостного должника тоже могут быть сняты автоматически. Разумеется, все подобные действия совершаются только во исполнение судебных решений. Но база эта общероссийская, и межведомственное электронное взаимодействие продолжает активно развиваться. В прошлом году служба отработала его с налоговыми органами, сейчас этот опыт используется в сотрудничестве с органами внутренних дел. Так что прятаться неплательщикам бессмысленно.
На личные визиты по месту жительства должника служба возлагает все меньше надежд. Здесь давно перешли на более современные методы. Так, напомнить о долге тем, кто случайно забыл заплатить какой-то штраф или сбор, помогает смс-оповещение. Даже если в исполнительном производстве нет номера сотового телефона, приставам помогут местные операторы мобильной связи.
Олег Адольф советует тем, кто не хочет случайно попасть в неловкую ситуацию, зайти на сайт управления, где есть раздел исполнительных производств, и проверить себя на наличие в электронной базе должников. Есть возможность сделать то же самое и через социальные сети - специальные ссылки есть и в "Одноклассниках", и "В контакте". Желающие могут там даже подписаться на оповещения службы судебных приставов.
Действенной стала и такая мера, как ограничение выезда злостных должников за границу. Инициатором ее применения может стать не только пристав, но и взыскатель. У ответчика сейчас есть возможность погасить долг прямо в аэропорту - через банкомат. Но информация об этом должна быть зафиксирована, а это довольно длительная процедура. Приставы стремятся ее упростить. Так, недавно житель автономии, задержанный в московском аэропорту из-за имеющейся задолженности, за 1,5 часа до вылета сумел по телефону доверия оповестить центральный аппарат ФССП о ее погашении. Оттуда позвонили в югорское управление, где тут же вынесли постановление о снятии ограничения, и человек улетел на отдых.
По словам руководителя службы, одна из главных проблем сегодня - дефицит грамотных кадров. Технологии активно обновляются и внедряются в работу, а обученных сотрудников быстро переманивают в полицию, где существенно выше зарплата. А ведь чтобы вырастить хорошего пристава, который способен самостоятельно оперативно принять правильное и законное решение, нужно не менее двух лет.