Новости

07.02.2013 00:23
Рубрика: Общество

Как стать Кутузовым

50 московских школ переходят на электронные учебники
В феврале в 50 московских школах начинается эксперимент с электронными учебниками. Корреспондент "РГ" протестировал новинку в Московском центре технологической модернизации образования.

Учебный класс здесь напоминает телевизионную студию: везде большие экраны, к которым подключены компьютеры с закачанными в них электронными учебниками. Можно изучать физику, русский язык, математику, алгебру, геометрию, химию - всего 11 школьных предметов.

Меня, например, заинтересовал урок истории за 8-й класс, тема - Бородинское сражение. На экране появляется текст с описанием поля битвы. Имена собственные или названия (например, Наполеон, Кутузов, Совет в Филях) имеют ссылки, нажав на которые можно дополнительно узнать, например, биографию героя, его "крылатые фразы". А можно посмотреть место сражения, каким оно было на старинных картинках и как выглядит сейчас, или прослушать аудиоверсию стихотворения "Бородино" Лермонтова в исполнении Михаила Козакова.

"Пролистав" до конца страницу, дошла до большой интерактивной карты с битвой. Здесь можно попробовать себя в роли Кутузова - подвигать войска, фланги. Завершают урок тестовые вопросы, ответить на которые можно тут же в специальном окошке.

Самый большой электронный каталог федеральных образовательных ресурсов расположен по адресу: www.fcior.edu.ru

Следующий урок - химия в 11-м классе. Тема - скорость химических реакций. На экране монитора - стол с пробирками. В правом углу в колбочках - химические вещества: концентрированная соляная кислота, цинк, железо, алюминий, перекись водорода, оксид марганца, глицерин. Под ними размещены химические формулы веществ.

Можно просто решать задачки. Но интереснее поэкспериментировать. С помощью компьютерной мышки смешиваю марганец и глицерин - и через пару секунд вижу взрыв. На экране компьютера осколки летят почти в формате 3D. "Жалко, не сфотографировали, красиво рвануло", - комментирует за моей спиной заведующая выставочным центром Ольга Филонова. Она тоже берется за компьютерную мышку: "Видите, в нижнем левом углу специальная иконка с фотоаппаратом. Тем и хорош электронный учебник, что у него масса возможностей. Можно по несколько раз повторять опыты, не тратя в реальности вещества, сделать распечатку по кадрам, вернуться назад. Если раньше на уроках химии реактивы были лишь у десятка учеников, то электронный учебник дает возможность каждому "похимичить", не разрушив при этом класс".

После взрыва захотелось отдохнуть душой на уроке музыки. В наушниках звучит симфония Чайковского "Франческа да Римини". Оказывается, ее можно "пропеть" частями, посмотреть визуальный ряд из живописных полотен, прочитать стихи - в общем, погрузиться в урок по самые уши. Но компьютер возвращает в действительность, предлагая выполнить домашнее задание. Ответы тут же поступают учителю по обычной электронной почте, и не важно, в классе он находится или удаленно.

Подытоживая свой "день знаний", ответственно заявляю: яркие экраны и занимательные истории, которые представлены в учебниках, вызывают большой интерес к предмету. Минус лишь один - от сидения перед компьютером покраснели глаза. Может, надо было делать переменки?

Кстати

Как сообщил первый замруководителя департамента образования Москвы Вениамин Каганов, во время эксперимента каждой школе достанется по одному предмету с электронными учебниками. Если эксперимент будет успешным, в сентябре 2014 года все столичные школы перейдут на новые учебники.

Общество Образование Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Реформа образования