Так в минтрансе планируют "закрыть" кадровую проблему в авиационной отрасли. Об этом, а также о том, что скоро в стране могут появиться аэропорты, откуда будут летать недорогие перевозчики, в интервью "РГ" рассказал заместитель министра транспорта Валерий Окулов.
Последнее время много говорили о дефиците пилотов. Кто сейчас приходит в эту профессию?
Валерий Окулов: Среди курсантов много тех, кто окончил технический или гуманитарный вуз и пришел в училище, чтобы стать пилотом. Это уже зрелые люди, сделавшие выбор в своей жизни. Много ли еще профессий, где наблюдается такая же картина?
Девушки тоже приходят за штурвал лайнеров, как вам это?
Валерий Окулов: Это общемировая тенденция, девчата все больший интерес проявляют к летной работе. В современных самолетах уже не нужно прилагать больших физических усилий для управления, поэтому тенденция прихода женщин в авиацию будет усиливаться.
А как насчет прихода иностранных пилотов в отечественные авиакомпании?
Валерий Окулов: Мы не предусматриваем каких-либо изменений в положение о труде и отдыхе летного состава, чтобы сократить дефицит пилотов. То есть нормы по времени отдыха экипажа между рейсами и положенный большой отпуск останутся прежними.
А дав право иностранным летчиками садиться за штурвал наших самолетов, мы сможем перейти от острого дефицита летного состава к профициту. С тем, чтобы летные директора авиакомпаний имели возможность выбирать лучших пилотов, а на командиров лучших из лучших.
Но многие опасаются, что приход иностранных пилотов скажется на безопасности полетов?
Валерий Окулов: На безопасность влияет много различных факторов. По количеству авиационных происшествий тяжелым выдался 2011 год. И хотя в прошлом году ситуация была лучше, в мировой табели о рангах мы выглядим не самым блестящим образом. И это при том, что иностранные пилоты пока у нас не работают.
По статистике, больше всего инцидентов происходит при взлете и посадке. Что делается для исправления ситуации?
Валерий Окулов: В российских аэропортах модернизируется оборудование по метеообеспечению, устанавливаются системы, определяющие турбулентность спутного следа, вихрь потока воздуха. Это позволяет выстраивать правильные интервалы при взлете и заходе на посадку.
Нужно ли приводить к единому стандарту требования по обустройству кабины экипажа для повышения безопасности полетов?
Валерий Окулов: Безусловно, что правила выполнения полетов, эксплуатации, а стало быть, эргономики кабины должны быть унифицированы. И делать это надо, чтобы пилотам при переучивании с одного типа воздушного судна на другое не требовалось менять свои навыки, как действовать в штатной или нештатной ситуации. Здесь движения доводятся до автоматизма.
Удалось ли избавиться от контрафактных деталей в авиации?
Валерий Окулов: Для того чтобы полностью исключить контрафакт, нужен как выходной контроль производителя, так и входной контроль теми, к кому детали приходят - авиакомпаниям или ремонтным предприятиям. Главным в борьбе с контрафактом должно стать требование об уничтожении поддельных изделий. Сегодня практика неправильная. Если компания обнаружила контрафактную деталь, то она направляет ее тому, у кого она ее приобрела. И такая деталь может пойти по второму кругу.
А теперь о ценах. Нужен контроль государства за стоимостью авиакеросина?
Валерий Окулов: Нужно регулировать ценообразование на авиатопливо. А оно должно отталкиваться от мировых индикаторов стоимости нефтепродуктов.
И цены на билеты снизятся?
Валерий Окулов: Одного этого мало. У нас есть "дорожная карта", которая нацелена на повышение конкуренции. Сегодня Федеральная служба по тарифам регулирует не все аэропортовые услуги. И как раз по нерегулируемым тарифам отмечается беспрецедентный рост, поскольку работают по этим услугам монопольные провайдеры в аэропортах. А мы заинтересованы в том, чтобы была конкуренция, например, на уборку воздушного судна, заправку его питьевой водой, подачу трапа и т.п. Здесь важен доступ альтернативных операторов. Повышение конкуренции на маршрутах уже ведет к борьбе за пассажира, снижению стоимости перевозки. Но также нужно создать нормативное поле, которое было бы приемлемо для реализации модели лоукост-перевозок в России.
В ряде стран существуют аэропорты, которые ориентированы на лоукост. Возможно ли их появление в России?
Валерий Окулов: У нас есть перспективные площадки для этого. Например, аэропорт Ермолино в 60 километрах от Внуково. Он расположен практически на границе Московской и Калужской областей, исключает конфликт в формировании схем выхода и захода на посадку. И в то же время позволяет с дополнительными, но посильными затратами организовывать доставку пассажиров в столицу. Пока на базе этого аэропорта планируется развивать бюджетные перевозки только одной нашей компаний. Но аэродром не будет закрыт и для других, чем больше там будет перевозчиков, тем меньше станут удельные расходы.
Завтра гражданской авиации исполняется 90 лет. С каким настроением праздник встречаете?
Валерий Окулов: Последние три года наблюдается устойчивый рост объема перевозок. Значит, работа авиаторов востребована, растет деловая активность и авиационная подвижность населения. В 2012 году авиакомпании перевезли более 74 миллионов пассажиров, рост объемов перевозок составил 15 процентов. Это лучший показатель среди крупных авиационных рынков.
В основе тенденции роста - позитивный вектор экономического развития в целом. Отсюда и увеличение спроса на авиаперевозки. Авиакомпаниям удалось значительно обновить и расширить свой парк, что позволило предложить пассажирам новые маршруты, большую частоту рейсов и повысить комфорт. Расширение предложений стало возможно также благодаря тому, что авиавласти провели серьезную либерализацию рынка международных перевозок. Мы сняли ряд одиозных ограничений по частотному регулированию, выполнению чартерных перевозок. Прежде всего по тем направлениям, по которым на летний и зимний отдых вылетают наши путешественники.
Полномочия между ведомствами, курирующими авиационную отрасль, будут разграничены, сообщил Валерий Окулов. Советник президента Игорь Левитин, рассказал Окулов, поручил проанализировать, где существует пересечение и дублирование функций между Росавиацией и Ространснадзором, и подготовить свои предложения по этому поводу. Сейчас, привел пример Окулов, существует дублирование функций по сертификации технического обслуживания и ремонта воздушных судов у Росавиации и Ространснадзора.