Заключенные по 23 часа проводили в одиночках, не видя белого света, без воздуха и общения. Причем во многих камерах туалеты не были отделены от места пребывания. К тому же узники жаловались на неплотно пригнанные окна, из которых постоянно дуло, так что в камерах подчас царили либо невыносимая жара, либо жуткий холод. Кроме того, бывшие заключенные СИЗО рассказывали о грязи и антисанитарных условиях пребывания за решеткой.
Адвокат пострадавших Диана Блум сообщила "РГ", что ее подзащитные собираются потребовать около 25 евро за каждый день, проведенный в заключении. Ранее Берлинская судебная палата приняла решение по иску одного из узников, просидевшего в одиночной камере тюрьмы "Моабит" более 900 дней и выделила ему разрешение на получение процессуальной помощи. Это означает, что за ведение процесса, включая адвокатские услуги, заплатит государство.
Немецкие суды никогда не примут решение о выделении государственной помощи без достаточных шансов на успех со стороны истца. В данном случае бывший заключенный потребовал более 90 тысяч евро компенсации. Впрочем, суд исходил из того, что реалистичнее было бы потребовать компенсацию размером не больше 25 тысяч евро.
Так или иначе, это уже деньги. Как рассказала "РГ" член правления Берлинского союза защитников уголовных преступников Риа Хальбриттер, нарушением прав человека в соответствии с принятыми критериями считается только пребывание в очень маленьких камерах. В данном случае, по информации "РГ" из берлинского сената по делам юстиции, величина камер соответствовала средней по Берлину - около 8 квадратных метров. Хотя минимальный размер камеры должен быть не меньше 10 квадратных метров. Для СИЗО, по словам представительницы берлинского сената Лизы Яни, это вполне приемлемо.
В среднем немецкий заключенный проводит в СИЗО около шести месяцев. Более длительные сроки содержания касаются лишь пяти процентов всех обвиняемых. Тем не менее, землю Берлин ожидает настоящая волна исков со стороны бывших узников. Лишь у адвоката Блум лежат около десяти дел. А если исходить из того, что всего в СИЗО берлинских тюрем содержится около 500 человек, Берлину предстоит нешуточная юридическая борьба против зэков.
Однако власти решительно сопротивляются такого рода искам. Риа Хальбриттер разъяснила "РГ", что земля Берлин пока что выиграла процесс во второй инстанции по делу трех заключенных, которые пожаловались на плохие условия содержания в августе 2012 года. По мнению судей, тюремные условия действительно нарушали достоинство человека. Однако земля Берлин не может быть привлечена к ответственности из-за отсутствия четких правил содержания заключенных. По мнению Дианы Блум, это весьма двусмысленное объяснение. Ведь говорить о том, что властям Берлина неизвестно, что такое достоинство человека, просто смешно.