Количество персонажей сокращено до шести. Никаких сыновей, побочных отвлекающих сюжетных линий, - норвежская классика, одна из самых социально острых пьес Ибсена предлагается в сценической и литературной версии Льва Додина. Предупредить нужно еще до третьего звонка: четкого деления на хороших и плохих не предвидится. Все получится гораздо сложнее, чем известный сюжет с экологическим подтекстом о борьбе за правду и чистоту лечебных вод.
Конец XIX века, тихий норвежский город. Курортный врач из одного из самых уважаемых членов общества становится первым врагом своего народа. В местных целебных источниках он обнаруживает опасные примеси, но в обнародовании результатов его исследований городские власти совсем не заинтересованы. Вопросов по ходу противостояния возникает множество - что важнее: здоровье людей или благосостояние города? Репутация известного курорта или истина? Страусиное спокойствие большинства или муки совести одиночки? И т.д. и т.п., с риторическим оттенком, особенно если учесть, что с тех давних пор в психологии людей и мотивации их поступков мало что изменилось.
Спектакль имеет посвящение 150-летию Станиславского, в 1900 году поставившего "Доктора Штокмана" и сыгравшего главную роль. Но это скорее дань имени и круглой дате, чем прямой отсыл к традициям и истории МХТ. В Малом драматическом в образе Cтокмана выступит Сергей Курышев - ведущий актер додинского театра, недавно отметивший пятидесятилетие. За это время в его биографии на святой для всех театралов улице Рубинштейна в МДТ были пять счастливых встреч с Чеховым (главные роли в "Пьесе без названия" и "Дяде Ване", незабываемые - в "Трех сестрах", "Вишневом саде" и "Чайке"); Шекспир, Достоевский, Гроссман, Юджин О Нил, Платонов, Федор Абрамов, Александр Володин, - можно с полной театроведческой ответственностью утверждать, что актерская судьба Сергея Курышева более чем состоялась. "Золотые маски", "Золотые софиты", звания, безграничная любовь публики и беспредельное режиссерское доверие Льва Абрамовича Додина к нему - тому в подтверждение. Сергей Курышев воскрешал в наших умах такое забытое сегодня понятие, как врожденная чеховская скромность. Сражался, как Дон Кихот, со всеми бесами Достоевского и неизменно побеждал. Брал на себя удар всей гроссмановской жизни и судьбы. Был органичен донельзя в ярких королевских шекспировских страстях. И кристально честен в негромкой володинской истории, рассказанной на такой искренней ноте, как будто важнее простого человека с дождем и его дамы сердца и быть никого на всем белом свете не может. Теперь в норвежской классике ему предстоит пойти одному против всех и убедить свою сценическую семью в том, что самый сильный человек тот, кто наиболее одинок.
Оформил пространство художник Александр Боровский, последнее время - большой поклонник стиля театрального минимализма. Спрятаться в его декорациях будет не за что - решать все проблемы придется в почти прозрачном павильоне.