12 февраля Черниевскому, завоевавшему награды абсолютно всех престижных мировых фестивалей и конкурсов циркового искусства, в том числе и фестиваля в Монте-Карло, исполняется 65 лет.
Номер Черниевского - "Московское время" - Екатеринбургский цирк поставил в конце первого отделения программы. Уже по одному этому зритель, часто бывающий в цирке, мог предполагать, что его ожидает захватывающее зрелище. Выстраивая программу, режиссер вольно или невольно выражает свое отношение к номерам: наиболее яркими, сложными, мастерски сделанными выступлениями он завершает либо первое отделение, либо программу в целом: мол, думаете, у нас нет ничего более впечатляющего, чем уже показано? Оп-ля, а посмотрите-ка вот на это! И следует номер, который приводит публику в восторг полнейший. Вот так вот: знай наших!
На арене Екатеринбургского цирка акробаты Черниевского оправдывают ожидания зрителя на все сто. И это несмотря на то, что состав труппы не так давно частично обновился: некоторых артистов, что случалось и раньше, перекупил цирк Дю Солей. Обидную и одновременно приятную потерю труппа сумела компенсировать полноценно и выступает с фирменным блеском.
"Московское время" - из числа номеров, воплощающих традиции отечественного, еще советского, циркового акробатического искусства. Это не набор кое-как состыкованных между собой трюков, а именно номер: с внутренней режиссурой и развитием отношений между героями. Это костюмы, хореография и музыка, работающие на создание образа номера и даже образов героев (акробаты воссоздают атмосферу среди городской шпаны советских времен - грубоватой, но живущей по кодексу чести, бравады ради или за единственный взгляд девчонки готовой на рискованный трюк). Это, наконец, такое мастерство и смелость, при которых опасные - подчас смертельно опасные - трюки делаются с легкой такой улыбочкой, как бы между делом. Без традиционной для цирка тревожной дроби барабанов… Но при этом сами акробаты, выполнив трюк, их коллеги и близкие, нередко наблюдающие за происходящим из-за кулис, наконец, выдыхают: "Слава тебе, Господи! Получилось!"
Впрочем, даже неискушенный зритель замечает многое. Ну, как можно сделать сальто, будучи на длиннющей ходуле?! Оказывается, можно. И взлететь в кресло, закрепленное на высоком шесте, сделав по пути несколько сальто, - можно!.. За подобное публика благодарит артистов, выходящих на финальный поклон, стоя.
- Вы правильно подметили, - рассказывает корреспонденту "РГ" после представления Вячеслав Черниевский, - у нас в номере работают ребята только невысокого роста. Очень сложные трюки способны крутить акробаты лишь 170 сантиметров, максимум - 173-х.
- Прямо как в спорте высоких достижений!
- Все артисты, кроме одного, учившегося в цирковом училище, - именно спортсмены. Меньше мастера спорта по акробатике у нас в номере и нет никого. А прежде работали и чемпионы мира: Сережа Коровин, Сережа Батраков...
- Вот оно как! А как быстро столь подготовленные парни могут выйти на манеж?
- Не сразу и не все, поскольку в своей спортивной жизни они никогда не делали таких трюков. Например, в спортивной акробатике, в прыжках на дорожке, предел - тройное сальто. У нас требуется делать пять сальто-мортале! Но прежде надо освоить определенные азы. Например, научиться правильно отходить от подкидной доски - уже это получается не у каждого. А дальше по сложности все идет только по нарастающей. У меня был опыт работы с чемпионом мира по гимнастике. Он репетировал прыжок на ходуле. В репетиции все делал, предстояло снять лонжу (страховочный трос - "РГ"), чтобы затем выходить на манеж. Но он все оттягивал этот миг и предлагал: "Давайте чуть позже, давайте завтра попробуем!" А потом подошел и сказал: "Вячеслав Казимирович, извините, я не могу - боюсь". Так и не смог снять лонжу. Так что не всегда даже акробаты и гимнасты мирового уровня могут работать в цирке.
- Это действительно так опасно?
- Ничего более опасного в мировом цирковом искусстве просто нет.
- А в этом номере - в "Московском времени" - какие трюки самые сложные?
- Пять сальто-мортале. Двойной баланс в кресло. И, безусловно, все трюки на ходуле: двойное сальто-мортале с тремя перуэтами, тройное сальто...
12 февраля в Екатеринбургском цирке представления не будет. Пройдет очередная репетиция, но, как сообщили в цирке, - праздничная: прокатав номера, коллеги поздравят Вячеслава Казимировича с юбилеем.
Кстати
Название новой программе Екатеринбургского цирка, в которой занята труппа Черниевского, дал аттракцион "Империя львиц" дрессировщика Виталия Смолянца. Как это бывает с номерами хищников, аттракцион занимает целое отделение. Зритель, знающий толк в дрессуре, обратит внимание, что на арене одновременно работают сразу восемь животных: шесть львов и два тигра. Это первое, но не главное. Все животные делают практически все трюки, которые им предлагает выполнить дрессировщик, за вычетом, кажется, одного: массивная львица потешно пятится назад, стоя на задних лапах. Все остальное доступно всем животным - кажется даже, что это не львы и тигры, а собачки. Это позволяет Смолянцу создавать очень выразительные номера - например, все животные сидят, подняв вверх передние лапы, или гуськом прыгают через горящее кольцо. В общем, высокий класс.