Комментируя такой беспрецедентный шаг главы правительства, вице-премьер Испании Сорайя Саенс де Сантамария отметила, что Рахой лично принял данное решение. В результате он стал первым главой правительства, обнародовавшим столь полные данные о своих доходах, уплаченных налогах и другие сведения, имеющие к ним отношение. Дело в том, что в соответствии с испанским законодательством, данные о доходах премьера являются закрытыми и могут быть разглашены исключительно по решению суда.
Теперь каждый житель солнечной Испании знает, что в течение последних 10 лет Рахой получал заплату как министр по делам правительства, как депутат парламента и как премьер Испании. В то же время значительную часть его доходов составляли выплаты как одному из лидеров Народной партии. После всех налогов и удержаний в его распоряжении оказывалось от 112 тысяч до 147,6 тысяч евро в год, что сопоставимо с ежемесячным окладом короля Испании.
Национальные СМИ страны (в частности, газета "Эль Паис") провели доскональный анализ предоставленных сведений выделили интересные факты. Так, с 2007 по 2011 года, в период, когда Испания находилась на пике экономического кризиса и правительство беспощадно сокращало зарплаты испанцам, ежемесячный доход Рахоя вырос на 27 процентов. В последние годы финансовое содержание политика было показательно урезано в рамках сокращения расходов, однако Народная партия нашла возможность компенсировать эту потерю повышением выплат Рахою, как лидеру Народной партии. Причем общие расходы партии в указанный период возросли на 22 процента, что, как объясняют сами партийные представители, связано исключительно с предвыборной кампанией, проходившей в конце 2011 года. Кроме того, в период с 2003 по 2005 года Рахой получал сразу три ежемесячные зарплаты.
Решение о публикации личной и столь болезненной для политика информации Рахой принял в связи с разразившимся в Народной партии коррупционным скандалом. Сначала испанские правоохранительные органы сообщили о наличии в швейцарском банке на счете на имя бывшего партийного казначея Луиса Барсенаса 22 миллионов евро, которые были скрыты от налогообложения. Затем газета "Эль Паис" опубликовала копии возможно сделанных рукой Барсенаса записей о получении не прошедших через официальную партийную кассу пожертвований различных компаний, прежде всего строительных, и частных лиц и выдаче неучтенных наличных средств видным деятелям партии, включая нынешнего председателя испанского правительства Мариано Рахоя. Из документов якобы следовало, что выплаты производились в период с 1990 по 2008 год. Рахой впервые появился в отчетности за 1997 год, и с тех пор и до 2008 года он получал более 25 тысяч евро в год сверх официальной зарплаты.
Просочившиеся в прессе сведения вызвали бурю негодований и протестов. Руководство Народной партии поспешило опровергнуть все обвинения, но было уже поздно. Еще до публикации доходов главы правительства более 1 миллиона человек подписало петицию, призывающую Рахоя уйти в отставку.
Эхо громких коррупционных скандалов в Испании докатилось и до Брюсселя. В частности, в Еврокомиссии проанализировали возможные негативные последствия текущих инцидентов. По мнению еврокомиссаров, коррупционные скандалы возымеют немедленные последствия. Во-первых, партнеры по ЕС станут относиться к Испании недоверчиво и еще более жестко контролировать ее антикризисные программы. Во-вторых, могут возникнуть сомнения в том, что команда Рахоя сумеет довести реформы до конца и урезать бюджет 2014 года по договоренности с Брюсселем.
Можно отметить, что в современной истории Испании все большую популярность получают случаи с обнародованием данных о своих доходах среди лиц, находящихся у власти. К примеру, различные политические партии Испании, а также общественные организации продолжительное время требовали обнародовать доходы королевской семьи. В результате, в начале прошлого года впервые за всю историю страны, были опубликованы доходы короля Хуана Карлоса I. В соответствии с опубликованной информацией король в 2011 году получил государственный оклад в размере 140 тысяч евро, а также 152 тысячи евро в качестве компенсации расходов. Но с общей суммы испанский монарх еще заплатил налоги в государственную казну в размере 40 процентов от доходов. Доходы всей королевской семьи в этом году достигли 8,434 миллиона евро, из которых 146,375 тысяч евро заработал наследный принц Фелипе Астурийский. 375 тысяч евро было выделено казной на содержание королевы Софии, а также принцесс Кристины и Елены, и жены наследного принца, Летисии, но распоряжается этой суммой и контролирует траты Хуан Карлос.
Оглашение доходов королевской семьи - случай уникальный в силу того, что в соответствии с конституцией страны, король и его семья не должны отчитываться в своих доходах. На этот шаг они пошли в связи с экономическим кризисом и необходимостью урезания бюджетных расходов.
Чуть ранее, в середине 2011 года, и испанским политикам пришлось раскрыть свои заработки. Чтобы успокоить акции протеста, 614 членов парламента Испании впервые за треть века существования демократической Испании отчитались перед избирателями о своих доходах и имуществе. Эти отчеты вызвали бурю негодования у миллионов жителей страны. Как оказалось, народные избранники, не в пример своим страдающим от кризиса согражданам, живут очень неплохо.
В результате стало известно, что на тот момент премьер-министр Испании Хосе Луис Сапатеро заработал в 2010 году 67 427 евро, на 30 тысяч евро меньше, чем Мариано Рахой, в то время занимающий пост лидера Народной партии, доход которого уже тогда составил 98 223 евро. Кроме этого выяснилось, что Сапатеро владеет участком земли на севере страны, в Леоне, площадью 674 квадратных метров и банковским счетом с 34 925 евро. В то время как лидер народной партии, на тот момент, Мариано Рахой, имел уже тогда в банках, инвестиционных фондах, акциях и страховках 597 442 евро. Ему также принадлежат четыре дома в Мадриде и Понтеведре (север Испании, провинция Галисия) и часть квартиры на Канарских островах.
Альфредо Перес Рубалькаба, лидер оппозиционной Социалистической партии, на тот момент владел квартирой в столице и парковкой на общую сумму 1,22 миллиона евро. На посту заместителя премьер-министра Испании он заработал в 2010 году 55 374 евро. Также Рубалькабе принадлежит часть "Мазды" 1998 года выпуска и семилетняя "Шкода".
Однако стоит заметить, что декларации о доходах и имуществе испанских политиков нельзя считать абсолютно полными. Депутатам разрешили не указывать ценные вещи, например картины и драгоценности, которые могут сполна перебить все указанные ими официальные доходы.